На предприятиях, в учреждениях, организациях, коллективах существует четкое разделение управленческих функций. Каждый руководитель решает определенный круг вопросов, по которым он уполномочен принимать решения и отдавать распоряжения. Субъектом управления чаще всего оказывается руководитель коллектива, но может быть и коллегиальный орган, коллектив, либо рядовой член коллектива, являющийся неформальным лидером. В теории и психологии управления принято различать руководство и лидерство. Все организации и группы могут быть разделены на два основных типа - формальные и неформальные. Для неформальной группы характерно наличие неофициального лидера, а для формальной - наличие официального лидера (руководителя). Различия неформального лидерства и формального руководства:1. Лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе;Руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.2. Лидерство выявляется в условиях микросреды (каковой является группа);Руководство является элементом макросреды (оно связано со всей системой общественных отношений).3. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей мере зависит от настроения группы;Руководство - явление стабильное. Руководство подчиненными обладает гораздо более определенной системой различных санкций.4. Лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;Процесс принятия решения руководителем гораздо более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно касающихся только одной группы.5. Сферой деятельности лидера является в основном малая группа, где он является лидером;Сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет группу в более широкой социальной системе.6. Лидерство - преимущественно психологическая характеристика поведения отдельных членов группы;Руководство - социальная характеристика отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. 7. Лидер обладает влиянием - способностью оказывать воздействие на отдельные личности и группы, направляя их на достижение каких-либо целей. Влияние, в основном, реализуется через феномен авторитета;Руководитель обладает (либо наряду с авторитетом и влиянием, либо помимо них) властью, статусом (это не способность влиять, а обязанность оказывать влияние). Выделяют 3 стиля управления:1. Авторитарный (для которого характерны жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальное стимулирование).2. Демократический (делающий упор на использование творческих способностей подчиненного, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие в управлении, моральные стимулы к труду.3. Смешанный (чередует элементы авторитарного и демократического стиля управления).