Основные формы власти:1. Власть принуждения (руководитель имеет возможность наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей исполнителей). Иногда данную форму власти обозначают как «власть страха». В теории и психологии управления существует понятие организационных страхов: страх потерять работу, страх не справиться с работой, страх допустить ошибку, страх потерять собственное «Я». 2. Власть вознаграждения (руководитель может оказывать положительное подкрепление результатов работы). 3. Экспертная власть - власть через разумную веру в руководителя. Исполнители часто считают, что руководитель обладает наибольшей степенью профессиональной компетентности. 4. Харизматическая власть (власть примера) построена не на логике и разумной вере, а на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера.5. Законная власть (руководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на подчиненных, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях). 6. Власть информации (люди испытывают постоянную потребность в самой различной информации. Руководитель не только регулирует доступ информации к своим подчиненным, но обычно обладает значительно большей, чем они, информацией). Одним из важнейших профессиональных качеств руководителя является не только комплексная опора на все эти формы, но и их использование в зависимости от ситуации, от того, в отношении кого они используются. Данное качество является основой для формирования авторитета руководителя. Функция принятия решения - центральное звено всей деятельности руководителя. Управленческое решение - выбор, который должен сделать руководитель, чтобы исполнить обязанности, необходимые для занимаемого им поста.Выделяют 2 вида управленческих решений: 1. Запрограммированное управленческое решение - результат осуществления определенной, заранее заданной последовательности шагов и действий. 2. Незапрограммированное управленческое решение - представляет собой сложный психологический процесс выбора в условиях множественности вариантов на основании одного из трех подходов: рационального, интуитивного, и основанного на суждении. В отношении управленческих решений применяется целый ряд нормативных требований, которые носят название «признаки хорошего решения»:эффективность решения;обоснованность решения;своевременность решения;реализуемость;конкретность и регламентированность решения (конкретные способы реализации конкретной ситуации, регламентирует исполнение по отдельным подразделениям с последующим контролем за результатом);сочетание жесткости и гибкости (руководитель в принятии решений должен проявлять твердость и жесткость, но при этом должен продумывать «запасные варианты» решения).