Психология управления - это раздел психологии, объединяющий достижения различных наук в области изучения психологических аспектов управления организацией. На западе данный раздел психологии называют психологией менеджмента. Объектом изучения психологии управления выступают люди, находящиеся в определенных отношениях в организациях. Деятельность людей подчинена общественно-полезным целям. Предметом изучения психологии управления выступает совокупность психических явлений и отношений организаций, например: создание благоприятного психологического климата, профессиональный рост сотрудников и т.д. В психологии управления отдельный работник, социальная группа, коллектив исследуются как субъекты организации, в которую они входят. Психология управления имеет 100-летнюю историю. За это время были созданы 4 основные подхода, объясняющие процесс управления:1. Подход с точки зрения основных школ в управлении:- Школа научного управления (1885-1920 год). Ее сторонники утверждали, что технические и организационные нововведения сами по себе неэффективны. Они упираются в так называемый человеческий фактор, материальное и моральное стимулирование, искусство администрации управлять персоналом. - Административная школа управления (1920-1950 год). Своей главной задачей эта школа поставила разработку универсальных принципов управления, пригодных для всех типов организаций.- Школа «Человеческих отношений» (1930-1950 год). Эта школа попыталась совместить теорию управления с психологическими знаниями. В ней было указано о необходимости учета человеческого фактора в организации. - Поведенческая школа (1950 год - по настоящее время). Эта школа указала, что на процесс управления большое влияние оказывает характер власти и авторитета, особенности лидера и т.д. Главной целью этой школы становится повышение эффективности организаций на основе человеческого фактора. 2. Процессный подход. Данный подход сложился на основе идей о существовании универсальных функций управления. Важным условием управления является правильная организация эффективных управленческих функций. 3. Системный подход. Данный подход утверждает, что любая организация является системой, т.е. определенной целостностью, состоящей из элементов и при этом каждый элемент выполняет определенную деятельность, поэтому главной задачей руководителя является необходимость видеть организацию в целом. 4. Ситуационный подход. С точки зрения данного подхода любая организация является открытой системой, которая находится в постоянном взаимодействии (информационном, материальном и иных) с внешней средой. Главная задача руководителя должна состоять в анализе ситуаций, в которой реально функционирует организация.