Надежность – одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической методики (теста).
Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результата от действия всевозможных случайных факторов:
а) разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому;
б) динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования;
в) информационно-социальные обстоятельства. Разнообразие и изменчивость этих факторов так велики, что они обусловливают появление у каждого испытуемого непрогнозируемого по размерам и направлению отклонения измеренного тестового балла от истинного тестового балла (который можно было бы, в принципе, получать в идеальных условиях). Величина этого отклонения определяется как «стандартная ошибка измерения» (Se).
Ошибка измерения (Se) и надежность измерения (R), согласно общепринятой психометрической теории, связаны следующей формулой:
R = 1 – Se2 / Sx2, (1)
где Sx – дисперсия тестовых показателей Х.
Метод измерения «ретестовой надежности».
На одной и той же выборке испытуемых проводят пер1вое тестирование Х, а затем повторное тестирование Y. Интервал – две недели. Затем для двух рядов значений Х и Y подсчитывает-ся линейный коэффициент корреляции, или ранговый коэффициент корреляции:
где Sx, Sy – стандартные отклонения X и Y;
Cov (X, Y) – ковариация двух переменных X и Y Для сути теории надежности методов важна возможность определить ошибку измерения, после того как подсчитана корреляция «тест-ретест» по формуле (3), полученной путем простого преобразования формулы (1):
Se = Sx x V1 – R. (3)
Таким образом, если стандартное отклонение в тесте составило 10 очков, а корреляция «тест-ретест» оказалась равной лишь 0,5, то ошибка измерения оказывается очень большой:
Se = 10 x V1 – 0,5 ~ 7,1.
Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. Надежность и валидность являются важнейшими характеристиками методики как инструмента исследования. Общий разброс (дисперсию) результатов тестового обследования можно представить как результат влияния двух групп причин: изменчивости, присущей самому измеряемому свойству, и факторов нестабильности измерительной процедуры.