В эллинистический и римский периоды античной философии происходит отрыв личной добродетельности от добродетельности гражданской (политической), что явилось следствием кризиса полисной организации общества. Это нашло свое отражение в теориях эпикурейцев и стоиков, которые, подобно Платону и Аристотелю, учили, что жить следует согласно со своей природой, то есть со своим разумом и способностями, потому что только в такой жизни мы находим наибольшее счастье.
В основе эпикурейской этики лежало утверждение о том, что целью человеческой жизни является блаженство (наслаждение). Оно состоит в удовлетворении естественных потребностей и в спокойствии духа. Для достижения этого человек должен самоустраниться от тревог и опасностей и от общественных и государственных дел.
Эпикур призывал своих последователей «прожить жизнь незаметно», имея в виду прежде всего социальный аспект человеческого бытия. Эпикурейцы считали, что для добродетельной и счастливой жизни достаточно естественных и необходимых желаний (не голодать, не испытывать жажды, не мерзнуть и т. п.), так как они легко удовлетворяются.
Человек, ограничивающий себя ими, получает независимость от обстоятельств и других людей. Если же брать желания в их полном объеме, то их в принципе нельзя удовлетворить. Поэтому основой нравственного поведения в эпикурейской этике выступает ограничение желаний, продающее жизни нравственный смысл, то есть достичь безмятежного состояния.
Большое влияние на развитие античной этики оказала также теория стоиков, получившая развитие как в Античной Греции, так и в Римской империи (Зенон, Сенека, Марк Аврелий и др.). Стоики утверждали, что правила нравственности содержатся в самой природе и вытекают из мировых законов, управляющих жизнью природы. В соответствии с этим целью жизни они провозглашали добродетель, означающую согласие с разумом. Стоики признавали четыре основные добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Их противоположностями выступают: неразумность, распущенность, несправедливость и трусость. Между добродетелью и грехом нет переходных состояний, все остальное стоики относили к категории безразличного, в котором выделяли вещи «предпочтительные» (здоровье, богатство и т. п.) и «непредпочтигельные» (болезнь, бедность и т. п.).
Согласно учению стоиков, люди не в состоянии повлиять на вещи, но они могут над ними возвыситься. Человек не должен желать того, что не находится в его власти, поэтому ему следует стремиться к покою или, по крайней мере, к терпению. Счастье человека «состоит в том, что он не желает никакого счастья». Исходя из этого, этическим идеалом стоиков выступает мудрец, достигший добродетели и бесстрастия, не зависящий от внешних обстоятельств.