Средневековая этика представляет собой объединение идей античной философии и религии при доминирующем влиянии религиозных положений. Ее отличительной особенностью является геоцентризм, проявившийся в том, что важнейшей регулятивной идеей средневековой этики стала идея Бога.
В средневековой этике в качестве основы и источника морали выдвигаются божественные заповеди, обязательные для исполнения верующими. Это хорошо представлено в разработанной Фомой Аквинским особой теории закона. По этой теории все законы связаны между собой нитями субординации.
Источником всех законов выступает «вечный закон» — универсальные нормы, общие принципы управления Вселенной. Этот закон заключен в Боге, тождествен ему. Следующий закон, по Аквинскому, это «естественный закон», который является по своей сущности отражением «вечного закона» в человеческом сознании.
«Естественный закон» предписывает людям стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинство людей.
Следующий закон — «позитивный», который силой и страхом принуждает людей избегать зла и достигать добродетели. В отличие от других законов «позитивный» может менять свое содержание в зависимости от времени (исторических обстоятельств) и пространства (географии государства). Наконец, еще один вид закона —«божественный». Он дан в Библии и необходим, с одной стороны, потому, что позитивный закон не способен полностью освободить общество от зла. С другой стороны, этот закон нужен, чтобы помочь людям прийти к единому представлению о правде.
В этической теории Фомы Аквинского четко проводится мысль о том, что нравственным является действие, соответствующее Божественной воле, а источником безнравственных поступков выступает свободная воля человека.
Цепью человека, по теории Фомы Аквинского, является достижение блаженства, но, в отличие от Аристотеля, понимавшего под этим созерцание, Аквинский трактует блаженство как слияние человека с Богом, интуитивное познание Бога.
Таким образом, можно отметить, что если античная этика исходила из убеждения о доступности нравственного совершенства самому человеку, то средневековая этика трактовала нравственные требования как заповеди Бога.