Марксистская этика базируется на социально-историческом подходе к анализу морали, что позволяет понять соотношение частных, классовых и общечеловеческих моральных позиций, дает возможность выявить в противоречивом характере формирования морали в классовом обществе единую линию общечеловеческого нравственного прогресса. Мораль охватывает все виды деятельности и общественные отношения. Она оценивает политические, экономические, духовные позиции с точки зрения их справедливости или несправедливости, гуманности или антигуманности, добра или зла.
Большое внимание в марксистской этике уделяется определению критериев морали, важнейшими из которых являются:
- законы социального развития, конкретизирующиеся в соответствующих общественных потребностях и в общем виде определяющие нравственное содержание моральных норм и принципов;
- конкретные моральные нормы, принципы и идеалы, порождающиеся общественными потребностями и выступающие формой универсального отражения высоконравственных личностей, формируемых на основе осознания общественных интересов, в отличие от человека буржуазного общества, формируемого главным образом на основе либеральных ценностей.
С этой точки зрения в основе марксистской этики, вобравшей в свое содержание все ценное, что было выработано начиная от эпохи Античности с позиции гуманистического миросозерцания, лежит задача формирования личности как активного носителя моральных обязанностей перед обществом, которые она осознает и которыми регулирует свою деятельность и поведение.
При этом учитывается, что не только личность зависит от общества, но и общество от личности. И в этой диалектической взаимосвязи вырабатывается так называемый нравственный дож как совокупность обязанностей личности перед обществом и общества перед личностью, на что обращали важное внимание классики марксизма. Однако, к сожалению, это положение марксистской теории не получило соответствующей реализации у последователей марксизма в условиях социалистического строительства, допустивших значительный отход, превращая людей в своеобразные «винтики», отступая тем самым
от нравственных норм и принципов марксистской этики. И, видимо, в этом и заключались одни из основополагающих процессов опошления величайших и жизнеутверждающих принципов нравственности марксизма, невостребованных теми, кто не особо хотел расцвета социалистической нравственности, а лишь «перестройки» социализма в целом, стремясь главным образом не к всеобщему счастью, а к счастью своей животной личности, по образному выражению JI. Н. Толстого. При этом архитекторы «перестройки» не понимали, что истинное благо только тогда будет возможно, когда человек будет стремиться к счастью других.