Все шпаргалки / Профессиональная этика юриста / 

Каковы правила взаимоотношений начальника и подчиненного?

Отличительная черта служебного этикета сотрудника правоохрани­тельных органов — это его нормативный характер: общение здесь ре­гулируется уставами, приказами, наставлениями, инструкциями, вы­полнение которых строго обязательно.

В зависимости от занимаемой должности и специального звания между сотрудниками складываются определенные отношения на ос­нове общих принципов морали, права и уставных требований, в кото­рых сливается воедино уважение к личности человека с уважением к его званию и должности, моральная ответственность начальника и под­чиненного за соблюдение этических норм.

Каковы же правила взаимоотношений начальника и подчинен­ного?

- Нового сотрудника представляет его непосредственный начальник или его заместитель на собрании личного состава или служебном совещании.. При назначении на должность, сдаче должности, при­своении специального звания, награждении правительственной на­градой, убытии в командировку или в отпуск и возвращении со­трудник называет занимаемую должность, звание, фамилию и при­чину представления.

- Сотрудник должен оказывать уважение, внимание старшим по зва­нию, возрасту, общественному положению (если в служебное по­мещение входит старший по званию или должности, необходимо встать и приветствовать его в соответствии с требованиями устава, садиться необходимо только после разрешения старшего началь­ника).

- При посещении начальника сотрудник представляется в том слу­чае, если начальник лично его не знает. Садиться, курить, разго­варивать только с разрешения начальника (если старший по воз­расту, званию или общественному положению стоит, младшему можно стоять).

- Старшему по званию, начальнику следует уступать дорогу, пропус­кать вперед в помещении или на улице и т. д.

- Начальник должен заботиться о выборе правильного тона в обще­нии с подчиненными, не ущемляя их достоинство.


Требовательность к подчиненным необходимо сочетать с чутким и внимательным отношением к ним. Не следует при подчиненном проявлять свое раздражение. Нужно быть спокойным и выдержан­ным, ничего не говорить необдуманно. При любых обстоятельст­вах начальник обязан отвечать на приветствие своего подчинен­ного.