> Культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
К основным компонентам культурной речи относятся правильность, богатство языка, краткость, ясность, уместность и эмоциональная выразительность.
Почему необходимо говорить особо о культуре речи сотрудника правоохранительной деятельности?
1. Профессия юрист требует на только высоких нравственных качеств, но и широкого общего образования. А. Ф. Кони подчеркивал: «У юриста общее образование идет впереди специального».
2. Юрист часто бывает конфиденциальным собеседником, а это требует высочайшего уровня культуры. И в каждом конкретном случае нужно находить необходимый тон слова и грамотно выражать свои мысли.
3. Каждый юрист, а тем более руководитель органа выступает как оратор, как пропагандист правовых, нравственных знаний.
4. Умение говорить и выступать публично, владение языком издавна считается атрибутивным качеством юриста, сотрудника органов внутренних дел.
5. Язык — инструмент, при помощи которого оформляются и передаются все мысли, это профессиональное оружие юриста. Для юриста вопросы культуры речи актуальны и злободневны в виду практической необходимости.
В обобщенном виде требования культуры речи, внешнего облика сотрудника сводятся к следующим положениям.
Известная мудрость гласит: «По одежке встречают, по уму провожают». Стало быть, с этой точки зрения судить о вас все будут по внешнему виду, по форме одежды. По внешнему виду в какой-то степени можно судить и о культуре (от аккуратности до эстетического вкуса). Но может случиться так, что до проявления ума дело так и не дойдет.
- По А. П. Чехову: «..в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И каждый сотрудник должен непременно стремиться к этому в идеале и в повседневной деятельности.
- Необходимо избавляться от слов-паразитов, сорняков. Зачастую сотрудники употребляют выражения «ну», «значит», «вот», «понимаете», «блин» и т. п. Скажет сотрудник пару фраз — и повторит такое слово. Это, безусловно, не украшает речь, а, наоборот, настораживает.
- Сотрудникам милиции особенно полезно знать арго — жаргон криминалитета, чтобы легче было бороться с ними, но разговаривать их языком — значит унизить, оскорбить самого себя, опуститься до их уровня.
- Народная мудрость советует: «Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь». Поэтому не следует вступать в диалог с кем-то на тему, в которой разбираешься недостаточно, а тем более слабо.
- Правильный тон речи сотрудника органов внутренних дел — средство убеждения и в то же время проявление уважения к собеседнику. Спокойный, ровный тон, безусловно, помогает ему убедить собеседника, в то время как раздражительность, нервозность, крикливость сводят на нет все его доводы, делают сотрудника невыносимым собеседником.
- Чем культурнее человек, тем словарный запас богаче. Одно и то же понятие или предмет выражают разные слова.
- Никогда, ни при каких обстоятельствах, не следует забывать о главном критерии действий и поведения сотрудника ОВД: законность и моральная оценка общественным мнением, людьми, ради безопасности и спокойствия которых существует данная служба. Профессиональная честь сотрудника ОВД должна быть превыше всего.
В заключение приведем общепринятые коммуникативные постулаты
- Говорить ни много, ни мало, а именно столько, сколько нужно для адекватной передачи информации.
- Не отвлекаться от темы.
- Говорить только правду.
- Говорить определенно, не двусмысленно (многие говорят обиняками}.
- Говорить вежливо, уважая речевое достоинство собеседника.
Очень часто постулаты не соблюдаются. Иначе в речи не было бы грубости, хамства, истерики, говорения вокруг да около и т. д.