В противоположность многочисленным теориям, допускающим или даже приветствующим разрешение различных государственных, национальных или межличностных противоречий с позиции силы, этика ненасилия исходит из недопустимости проявления насилия в качестве средства преодоления конфликтов. Своими корнями данная теория уходит в глубину веков. Сходные идеи формулировались еще в этике Нагорной проповеди Христа из Нового Завета Библии, где предписывалось «...ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку».
Подобный этический идеал был непосредственно направлен на «разрыв» круговорота зла в обществе, на преодоление зла добром. Но за две тысячи лет, прошедшие с тех пор, подобные моральные предписания крайне незначительно утвердились в сознании людей.
Существенное развитие этика ненасилия получила в работах выдающегося русского писателя и мыслителя JI. Н. Толстого, считавшего, что насилие само по себе ничего не создает, а только разрушает. Тот, кто отвечает злом на зло, умножает страдания, усиливает бедствия, но не избавляет от них ни других, ни себя.
Таким образом, насилие бессильно, бесплодно, разрушительно. JI. Н. Толстой считает необходимым обратиться к отношениям любви, сострадания, милосердия, воздаяния добром за зло, с древности считавшихся основой нравственности.
Дальнейшее развитие теория ненасилия получила в трупах М. Ганди, мечтавшего добиться свободы Индии мирными средствами» Он считал ненасилие оружием сильных и подчеркивал, что оно не означает пассивности. Напротив, оно может и должно носить активный характер, что может проявляться, как минимум, в двух формах борьбы: сотрудничестве и гражданском неповиновении.
Идея отказа от насилия как средства разрешения конфликтов находит все большее количество сторонников во всем мире. Однако следует учитывать, что сторонники ненасилия иногда содействуют агрессору и террористам. Поэтому в диалектике соотношения насилия и ненасилия в современном развитии человечества, к сожалению, превалирует первое. Одним из средств недопущения зла является активная, целенаправленная и совместная деятельность всех народов в целях самоотверженного служения людям, всему человечеству.