Во-первых, центральное место в правоохранительной деятельности А Ф. Кони всегда отводил личности сотрудника правоохранительных органов, юристов. Как бы хороши ни были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках, а самый обдуманный и справедливый уголовный закон обращается в ничто при дурном отправлении правосудия.
Во-вторых, большое внимание он уделял проблеме внутреннего убеждения. Судья, юрист должен принимать решение, основываясь на том, что в данное время представляется логически неизбежным и нравственно-обязательным. Процесс формирования внутреннего убеждения связан с непрерывным разрешением возникающих сомнений. С сомнением надо бороться и победить его или быть им побежденным, так, чтобы в конце концов не колеблясь и не смущаясь, сказать решительное слово — «виновен» или «нет».
В-третьих, судейская независимость — одно из важнейших условий, обеспечивающих постановление правильного приговора.
В-четвертых, А. Ф. Кони высоко ценил общественное мнение передовой России. Вместе с тем он предостерегал от подмены подлинного общественного мнения «общественными страстями».
В-пятых, говоря о недопустимости автоматического применения закона, он требовал необходимости проникновения в мысль законодателя и вместе с тем возражал против внесения в толкование закона своих личных вкусов, симпатий и антипатий, что способно поставить на место закона личное усмотрение и произвол.
В-шестых, высоко ценя закон, А. Ф. Кони тем не менее подчеркивал, что он намечает лишь служебные обязанности. Но наряду со служебным долгом есть нравственный дож. Нравственный долг сотрудника правоохранительных органов заключается в уважении к человеческому достоинству и в справедливом отношении к человеку. Для этого необходимо привить сотруднику нравственную чуткость, развить в нем стремление не только казаться, но и быть справедливым.
В-седьмых, основоположник судебной этики А. Ф. Кони боролся против переоценки доказательственного значения признания обвиняемым своей вины. «Нравственный долг сотрудника, - писал он, — не идти слепо по пути собственного признания... свободно, вдумчиво и тревожно исследовать, в чем кроется истинный источник этого доказательства...»
В-восьмых, огромное значение он придавал «ораторскому искусству, умению твердо править словом». В стремлении к истине самые глубокие мысли сливаются с простейшим словом. Слово — одно из величайших орудий человека. Поэтому нравственный долг сотрудника — обращаться осторожно и умеренно с этим оружием и высказывать свое слово лишь в случае глубокого убеждения, не поддаваясь соблазну красивой формы или видимой логичности своих построений, не заботясь о способах увлечь кого-либо своей речью.
Сотруднику правоохранительных органов нужна наблюдательность, умение оценивать подробности и способность прислушиваться не только к голосу разума, но и сердца. А это предполагает возможность освободить его от внешних пут и дать ему широкий простор в избрании наказания, доверяя в этом случае его житейской опытности и его совести. Нравственный дож, справедливое отношение к человеку выражаются в сознательном и беспристрастном постановлении себя на его место в каждом случае и в воздержании от того, чтобы делать разумное существо не целью, а средством достижения посторонних и своих личных целей. В осуществлении справедливости и в связи с деятельной любовью нравственный дож сливается с руководящим началом христианства, предписывающего возлюбить ближнего своего как самого себя.