Политическая система - это совокупность взаимосвязанных гос-ных, общественных и иных организаций, через которые граждане участвуют в политической жизни и осущ-ют политическую власть, а также политическое сознание, социальных норм, общ-ных отношений, которые влияют на политическую действительность. Структура: - гос-во; - политические партии, движения, общественные организации, профсоюзы и др.; - политические отношения между элементами системы; - политическое сознание (идеологическая, психологическая обстановка в обществе); - традиции политической жизни, политические нормы; политическая деятельность; - правовые нормы, обеспечивающие функц-ние политической системы. Гос-во - основной элемент политической системы, роль которого в том, что оно: - представляет собой организацию всех граждан; - обладает внешним и внутренним суверенитетом; - является собственником гос-ного сектора экономики и оказывает решающее влияние на экономическую жизнь общества; - издает правовые нормы; - осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть; - обладает механизмом гос-ного принуждения; - является единственной полновластной организацией для всего общества; - определяет основы внешней и внутренней политики страны. Основным фактором, влияющим на образование политической системы, является гос-ная власть (общ-ные отношения по поводу борьбы за власть, ее завоевания, удержания, использования). Каждый элемент политической системы заинтересован в обладании гос-ной властью. к ней стремятся политические партии - организации, созданные для выражения интересов определенных классов, слоев общества, социальных групп. (В демократическом обществе партии добиваются гос-ной власти через выборы в парламент и иные гос-ные органы.) т.е. власть осуществляется через гос-во - сложную систему, включающую механизм управления делами общества - центральный элемент политической системы. В зависимости от методов осуществления власти (политического режима) выделяются политические системы: демократические (либерально-демократические); недемократические (тоталитарные); смешанные. Недемократическая политическая система: в основе эк-кой жизни лежит распределительная система результатов труда; распределением (руководством экономикой - организаций производства, работ, услуг, установлением цен и т. д.) занимается гос-во в лице специальных чиновников; гос-во является собственником основной массы средств производства; роль гос-ва является всеобъемлющей не только в экономике: гос-во контролирует политическую жизнь (а не отражает ее), руководит СМИ (монополия на информацию), образованием, воспитанием, вмешивается в личную жизнь граждан; и элементы политической системы (партии, профсоюзы, политические отношения и др.) подчинены гос-ву и контролируются им, а само гос-во подчинено монопольно правящему классу (группе лиц); цель политической системы данного типа - стабилизация, консервация общественной жизни, поддержание существующего порядка. На разных исторических этапах недемократическая политическая система принимала различные формы: общества "азиатского способа производства"; общества тоталитарных гос-тв XX века; общества современных недемократических государств; иные формы общества. Для демократической политической системы характерны: наличие рыночной, товарно-денежной основы экономики; саморегуляция экономики; отмершая роль гос-ва в экономической жизни (гос-во устанавливает "правила игры", но не руководит экономикой напрямую): - человек является целью для гос-ва (а не средством решения техили иных задач); государство признает, соблюдает и защищает права и свободы человека; идеологическое многообразие, политический плюрализм; элементы политической системы (партии, профсоюзы и т. д.) выполняют самостоятельную роль, а не находятся под тотальным контролем гос-ва и не являются его придатками, то есть гос-во не подменяет и не подавляет иные элементы политической системы; политическая система общества способствует max раскрытию политического и творческого потенциала человека, динамическому экономическому развитию, политическому самовыражению различных социальных групп ("свободная игра политических сил") индивидуальной свободе. Демократическая политическая система присуща большинству современных развитых стран. В некоторых обществах политическая система совмещает в себе черты и демократической, и недемократической они называются смешанными и характерны для стран, переживающих переходный период в экономике и политические реформы (то есть стран, переходящих от тоталитаризма и авторитаризма к демократии). 1. Типологий исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. Подразделяются на: закрытые и открытые. Закрытые - имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем. Открытые-активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности, иных систем, подвижны и динамичны. Болгария, Болгария и др.). Развитые демократические гос-ва Запада представляют собой пример открытых политических систем. 2. Распространена классификация политических систем по политическому режиму, т.е. на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяются тоталитарные политические системы, авторитарные и демократические. Для тоталитарной полит-кой системы характерны полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны гос-ва. Авторитарная полит-кая система основана на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Демократическая полит-кая система предполагает приоритет прав личности, контроль общества над властью. 3. Ж. Блондель различает полит-кие системы по содержанию и формам управления, выделяет пять разновидностей: 1.) либеральные демократии, в которых принятие полит-ких решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности; 2.) коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости; 3.) традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; 4.) популистские полит-кие системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ; 5.) авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения. 4. В основу классификации политических систем может быть положен классовый принцип, т.е. интересы какого класса выражает полит-кая система. Типология характерна для марксизма, рассматривалась политическая система в качестве инструмента в руках экономически господствующего класса, выделялись рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) полит-кие системы. Г. Алмонд, различал по типу полит-кой культуры и разделению полит-ких ролей между участниками политического процесса. Он выделил 4 типа политических систем: англо-американская, европейско-континентальная, доиндустриальная, частично индустриальная, тоталитарная. 1. Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д. 2. Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентации, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Разделение политических ролей и функций происходит внутри класса, группы, партии. Наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа — либеральные ценности. 3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния у узкого круга лиц. 4. Тоталитарные политические системы функц-ют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.