Право – это система особых социальных норм, которые устанавливаются и защищаются гос-вом, формально определены и общеобязательны для всех членов общества. (А. Вышинский) – определял право как совокупность правил поведения, установленных гос-ой властью как властью господствующего в обществе класса, а также обычаев и правил общежития, санкционированных гос-ой властью и осуществляемых в принудительном порядке при помощи гос-го аппарата в целях охраны, закрепления и развития общ-ых отношений и порядков, выгодных господствующему классу. Регулирование соц-ой жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное. Индивидуальное - упорядоченное поведение людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся и только к строго определенному случаю, к конкретным лицам. Нормативное- упорядоченное поведение людей при помощи общих правил, т.е. известных моделей, образцов эталонов поведения, кот. распространяются на все случаи данного рода и кот-е должны подчинятся все лица попавшие в нормативно- регламентированную ситуацию в современных условиях в соц-ом регулировании. Нормативные регуляторы, ненормативные регуляторы- информационный, директивный, ценностный, институт предсказаний и пророчеств. Директивный регулятор- информация призывного характера (лозунг). Наиболее известные нормативные регуляторы. В основе регуляторов лежит норма-образец. В норме дается вариант целесообразного поведения. Виды: 1. Обычный, 2. моральный 3. правовой и корпоративный 5. юридико-технический 6. технико-нормативный. Технические нормы определяют правила, но они регулируют не общественные отношения, а отношения: объект-субъект (отношение к природе, технике) это деление носит условный характер, все переплетено. Разновидностью правового регулирования является правовой обычай (обычное право), прецедент, доктрина (в некоторых обществах), а также религия в некоторых своих частях, напр. Каноническое право, кот в известные периоды общ-ва развития приобретало общерегулятивное, а не только внутрицерковное значение.Соотношение права и морали Под моралью понимается один из способов регулирование поведения человека в обществе с помощью норм, кот. получают обоснование в виде идеалов добра и зла, долга справедливости и т.п. В отличие от правового регулятора норма морали имеет менее формализованный характер. Это касается и самого правила поведения, и тем более санкций. Они обеспечиваются не гос-ым принуждением, а общественным мнением, оценками со стороны окружающих и т.д. Жесткой грани между правом и моралью нет изначально. Общ-ые отношения не содержат чего-то такого, что может решаться только правовым способом или регулироваться морально. Главные отличия: за нарушение правовых норм возможно гос-ное принуждение, а моральных- обществ-ное принуждение. Разница связана с гос-вом, главное, что отличает право от др. соц-ых регуляторов, заключается в его связи с гос-вом. Правовое поведение дает возможность для вынесения обязательного решения. Юстициабельность- есть возможность обращения в суд, правовое поведение в публичном пространстве. Право и мораль различаются: 1. Мораль складывается стихийно и начинает действовать по мере обладания сознания у большинства. Правовые нормы создаются спец-ой правотворческой деятельностью, вводятся в действие с такого-то числа, должны соблюдаться безотносительно к мнению адресата. 2. Право это равный масштаб, применяемый к разным людям. Моральный принцип- кому больше дано, с того больше и спрос. Право формальный регулятор (всякий, любой, каждый) 3. Право предлагает конкретизированный, детализированный вариант поведения, мораль предлагает только принцип поведения или указывает на цель, с которой должен двигаться человек, должен сам выбирать вариант поведения. 4. Право зафиксировано в официальных источниках - институализировано. Мораль содержится в сознании. 5. Воздействие права и морали. Поддерживают друг друга, все основные требования морали зафиксированы в праве. 6. Проблемы противоречий права и морали: мораль консервативна, право прогрессивно, мораль категорична. Регулировать (в соц-ой жизни- значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление, функционирования и развития, вводить его в определенные рамки, целеустремленно его упорядочивать. Общество- сложное, неравновесная система. На чел. общество могут воздействовать из вне и изнутри. Существуют потребность в определенном упорядочении. Доцивилизационное состояние-естественное определение. Далее потребовалось управление: выделение специальной группы людей. Управленческая деятельность включает в себя и организацию, и регулирование, и др. аспекты..