Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.За последние два столетия представления о естественной природе определенных прав, которыми должны обладать все люди, сформулированные мыслителями раннего Нового времени в качестве нормативного идеала, превратились в основополагающие принципы международного права. Более того, объем таких неотъемлемых прав существенно увели-чился. Динамику представлений о содержании прав человека принято описывать в терминах "поколений" прав человека. Появление каждого нового поколения означало не просто механическое расширение корпуса признаваемых прав, но усвоение принципиально новой логики рассуждения и аргументации, что нередко приводит к серьезным и трудно разрешимым конфликтам "новых" прав со "старыми". Появление различных поколений прав человека зависело не только от исторического времени, но и от ключевых концепций происхождения прав человека. Большая часть теоретиков склоняется к тому, что первое поколение прав человека выводится из концепции естественного происхождения прав человека, тогда как второе поколение из концепции общественного договора. Действительно, объем реализации прав второго поколения зависит от степени благосостояния общества (т.е. является предметом торга общество - государство), а права первого поколения должны государством обеспечиваться полностью. Можно представить, что граждане согласятся, что бесплатной медицинской услугой будет только скорая помощь (остальные услуги покупаются), но даже в кошмарном сне не представить, что кто-то согласится, что его можно немного пытать и только определенными инструментами или что правосудие может быть частично справедливым. Права человека первого поколения должны обеспечиваться государством безусловно; защита человеческого достоинства, защищаемого ими часто не требует каких-либо особых затрат. К примеру, много ли денег нужно на соблюдение презумпции невиновности?Заметим, что развитие теории прав человека приводит к тому, что некоторые права человека, ранее отнесенные к второму поколению, перемещаются в первое. Например, многие теоретики сегодня трактуют право на образование как естественное право человека, мотивируя это тем, что необразованный человек не сможет защитить свое достоинство и т.д. Третье поколение прав человека большинство теоретиков к правам человека не относит, поскольку признание коллективного характера прав выводит нас за пределы изначально сформулированного принципа, сводящегося к тому, что понятие прав человека употребляется только когда речь идет о взаимоотношениях «индивид–власть». Попытки расширить толкование прав человека, вложив в это понятие либо взаимоотношения равных партнеров либо взаимоотношения власти с какой-либо группой, опрокидывают теорию, а на практике ведут к ослаблению защиты прав человека первого поколения. Знаменательно, что в феноменологическом видении проблемы В.В.Вольновым права человека третьего поколения также «правами человека строго говоря не являются».