Буржуазно-либеральная концепция. Время появления: 18 – начало 19 вв. в период буржуазных революций. Причина появления: До этого существовало этотийское государство, отношения подданства (у государства были права, у человека – обязанности). Односторонние отношения. Благодаря этой концепции появляется двусторонняя связь. Либеральная концепция пытается принизить роль государства. Концепция прав человека: концепция естественных прав личности. Человек – творение природы, естества. Концепция выдвинувшая в качестве главных принципов свободу и неотъемлемые, неотчуждаемые права человека, которые принадлежат ему от рождения как представителю рода человеческого. Государство обязано признавать эти права, считаться с ними, ограждать их от каких бы то ни было посягательств. Концепция развита учеными: Дж.Локк, Спиноза, Монтескье, Гумбольдт. Отношения к свободе личности: основой свободы личности является частная собственность. Главное для человека – свобода, которая должна быть средой его обитания. В сфере свободы человек избирает свой жизненный путь, реализует свои интересы и пристрастия. Свобода неотделима от равенства. Все люди созданы равными и наделены определенными неотчуждаемыми правами. Именно равенство определило универсальный характер прав человека, положив конец сословным правам и привилегиям. Приоритетные ценности: приоритетную ценность имеет личность и индивид. Правовое отношение к роли государства: минимальная роль государства. Целью государства является общее благо, ограждение свободы и прав человека от любых посягательств с чьей бы то ни было стороны. Происходит ценностная переориентация в отношениях власти и человека. Исходным становится человек, а государство призвано оберегать его гражданские интересы, обеспечивать всеобщее благо. Отношения к демократии: государство д.б. правовым + демократическим. Личность претендует на участие в процессах жизни общества => демократическое государство. Чистая демократия - демократия для всех.Марксистская концепция. Время появления: сформировалась в 40-е гг. 19в. Причина появления: в середине 19 в. обозначились уязвимые места либеральной концепции, сложилась ситуация напряженности в обществе. Главной целью было установление нового строя, основанного на принципах подлинного демократизма, справедливости, освобождения людей от угнетения и порабощения. В основе этого учения лежала теория классовой борьбы. Движущей силой общественного развития объявлялись экономические факторы, производительные силы и производственные отношения, выступающие основными детерминантами всех «надстроечных элементов» - государства, права, политики, духовной культуры, нравственности. Приоритетную ценность в марксистской теории имеет государство. Сильное государство – залог успешного существования всего общества. Главный регулятор отношений – государство. Концепция прав человека: позитивистская концепция – концепция прав, которое предоставляет государство. Кон-цепция социально-экономических прав. Рассмотрение человека как совокупности всех общественных отношений. Общественное начало – внутренний закон бытия человека. Отношения к свободе личности: отрицает частную собственность. Частная собственность – это корень зла, который поляризует общество. Частная собственность порождает неравенство => нет свободы. Должна существовать общественная форма собственности, владелец которой – государство. Путь к раскрепощению личности и достижению всеобщей свободы марксизм видел в преодолении индивидуализма, в растворении личности в го-сударстве, а индивидуальных интересов – в классовых. Приоритетные ценности: приоритетную ценность имеет коллектив. Интересы личности рассматриваются через интересы коллектива. Правовое отношение к роли государства: государство – стержень всех общественных отношений. Отношения к демократии: в классовом обществе чистая демократия – это фикция. Демократия носит классовый хар-р. Демократия для трудящихся. Демократия не для всех, а только для трудящихся, а не для господствующего класса => ущемление прав.