При всем разнообразии различных вариантов стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы.К стратегиям концентрированного (ограниченного) роста относятся те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение предприятия внутри отрасли.Стратегия интегрированного роста реализуется путем ежегодного значительного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом.Стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения или установления контроля за поставщиками.Стратегия предшествующей вертикальной интеграции выражается в приобретении, создании или установлении контроля за хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и конечными потребителями ее продукции.Стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли.Стратегия концентрической диверсификации – производство новых продуктов на базе существующего бизнеса.Стратегия горизонтальной диверсификации – рост на существующем рынке за счет освоения новой продукции, требующей технологии, отличной от используемой.Стратегия конгломератной диверсификации – фирма расширяется за счет производства изделий, технологически не связанных с традиционно выпускаемыми продуктами, которые реализуются на новых рынках.Стратегия сокращения оправдана в случаях, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада.Предприятие может одновременно применять несколько стратегий. Они могут реализовываться как параллельно, так и последовательно.