По определению экспертов ВОЗ, критериями жизнедеятельности являются:
1. ориентация;
2. общение;
3. самообслуживание;
4. передвижение;
5. занятия трудовой деятельностью;
6. контроль за своим поведением;
7. обучение.
Ограничение жизнедеятельности характеризуется отсутствием одного или сочетанием нескольких указанных критериев.
Ограничение жизнедеятельности ребенка определяется нарушением функций и подразделяется на три степени: резкое, значительное, выраженное.
Инвалидность у ребенка – состояние стойкой социальной дезадаптации, вызванное ограничением его жизнедеятельности вследствие нарушения функций органов или их систем.
Экспертами ВОЗ разработаны критерии выживания, которые характеризуют инвалидность:
1) ориентация в окружающем мире;
2) физическая независимость;
3) мобильность;
4) общение;
5) занятия;
6) экономическая независимость.
Выделяются четыре степени ограничения критериев выживания: незначительная, умеренная, значительная, резкая.
Незначительная степень характеризуется возможностью полной компенсации соответствующего критерия при использовании вспомогательных устройств или при постоянном приеме лекарств, а также при периодическом расстройстве данного критерия.
Умеренная степень определяется в случаях достижения частичной компенсации при использовании вспомогательных устройств или медикаментов. Значительная степень наблюдается в случаях, когда необходима помощь других лиц. Резкая степень ограничения требует постоянной помощи в специальном учреждении. Это лицо, нуждающееся в социальной помощи и защите в связи с ограничением своей жизнедеятельности по причине наличия каких-либо физических или умственных недостатков.
Индивидуальная программа реабилитации является документом, обязательным для исполнения соответствующими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.
Поводом для установления инвалидности является не сама болезнь или травма, а их последствия. Последствия могут проявляться в виде нарушений какой-либо психической, физиологической или анатомической структуры либо функции, что в свою очередь приводит к ограничению жизнедеятельности и социальной недостаточности ребенка.