Как показывает практика, процесс обучения имеет некоторые общие закономерности. Их выявление помогает разработать способы осознанного управления обучением. Закономерности обучения – это теоретическая база для понимания обучения. Как правило, они носят вероятностно-статистический характер и не предполагают практических установок для конкретных действий, но благодаря раскрытию их возможна разработка конкретных правил работы преподавателя.Следует четко понимать, что эти закономерности весьма субъективны и зависят в своем проявлении от деятельности преподавателя. Итак, процесс обучения – объективный процесс, учитывающий субъективные особенности его участников. В связи с этим определяется существование двух групп закономерностей и сложная обусловленность объективными и субъективными факторами процесса обучения.Современные педагоги выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние.Внешние закономерности зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д.Внутренние закономерности связаны с целями, методами и формами обучения.Назовем некоторые из этих закономерностей.1. Процесс обучения носит как образовательный, так и воспитательный характер. В ходе его реализации влияние на ученика может склоняться в одну либо в другую сторону.2. Процесс обучения требует постоянного повторения пройденного материала.3. Процесс обучения требует интенсивности и сознательности работы ученика и учителя.4. Процесс обучения требует от обучаемого применения поисковых методов и анализа изученного материала.В процессе обучения, кроме дидактических законов, действуют психологические, физиологические, гносеологические законы и закономерности. Онипреимущественно определяют взаимоотношения ученика и учителя в процессе обучения.Закономерности обучения также можно поделить на два вида:1) объективные, присущие процессу обучения по его сущности, проявляющиеся как только он возникает в какой-либо форме, независимо от способа деятельности обучающего и содержания образования;2) закономерности, проявляющиеся в зависимости от предпринимаемой обучающим и обучающимся деятельности и средств, следовательно, и содержания образования, которым они пользуются.Таким образом, процесс обучения – объективный процесс, окрашенный субъективными особенностями его участников.