Исследуя свой предмет, дидактика выполняет следующие основные функции: познавательную (научно-теоретическую); практическую (конструктивно-техническую).Познавательная функцияДидактика открывает или только констатирует факты, прямо или косвенно с ней связанные, систематизирует и обобщает их, объясняет эти факты и устанавливает количественные и качественные зависимости между ними.Одновременно дидактика выполняет практическую, т. е. утилитарную, или служебную, функцию по отношению к общественной жизни:1) она предоставляет педагогам (или другим лицам, занимающимся обучением и просветительской деятельностью) теоретические предпосылки и нормы, применение которых на практике повышает ее эффективность;2) дидактика исследует явления общественной деятельности, имеющей цель обучения и переподготовки людей, соответственно изменяющимся историческим идеалам и социальным потребностям.Практическая (конструктивно-техническая) функция тесно связана с познавательной функцией. Когда ученый переходит от отображения обучения к его конструированию, то он осуществляет конструктивно-техническую функцию.Дидактическая деятельность состоит из действий учителей и учеников. Эти действия вызывают определенные последствия:1) рациональное обучение влечет за собой учение; 2) в результате учения учащийся получает знания, умения и навыки, формирует свои убеждения, установки, мировоззрение и собственную систему ценностей;3) вызванное обучением (или самим предметом) учение приводит к различным изменениям в личности учащегося.Типичный дидактический факт не может относиться только к деятельности учителя, к работе учащихся или к результатам учения. Этот факт позволяет:1) установить определенную закономерность, проявляющуюся во всех трех действиях;2) раскрыть важные зависимости между дидактическим поведением учителя в определенных условиях;3) раскрыть зависимости между поведением учащихся в ходе учения и изменениями, которые произошли под влиянием действий учителя и их собственной деятельности.Современная дидактика видит процесс обучения как единый взаимообусловленный процесс. Обучение рассматривается как движение, имеющее несколько неотделимых друг от друга функций. Тремя важнейшими функциями обучения являются образовательная, воспитательная и развивающая функции. Для обучения гармонично развитой, конкурентоспособной личности педагог должен постоянно совершенствовать способы интеллектуальной деятельности ученика.