Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности:
1) постоянный состав учащихся;
2) устойчивые временные рамки занятий;
3) заранее составленное расписание и организацию учебной работы над одним и тем же материалом.
Смешанные, или комбинированные, уроки сочетают в себе различные цели и виды учебной работы:
1) работу над пройденным материалом;
2) осмысление и усвоение новой темы;
3) выработку практических умений и навыков. Уроки изложения нового материала учителем
посвящены работе над новым материалом и проводятся преимущественно в средних и старших классах, при изучении объемного и сложного материала.
Уроки закрепления изученного материала и выработки практических знаний и умений проводятся во всех классах после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на повторение пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения, на выработку практических умений и навыков.
Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после изучения темы или в конце учебного года.
Уроки-семинары и уроки-конференции проводятся обычно в старших классах.
Уроки проверки и оценки знаний проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. В них используются различные виды устного опроса и выполнение письменных контрольных работ.
Структура урока имеет принципиальное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет результативность и эффективность обучения.
Элементы урока многочисленны, но методы и формы обучения, технические средства, методы контроля знаний, цель урока не являются его компонентами.
Долгое время структура урока ассоциировалась с постоянной, застывшей схемой комбинированного урока.
Педагог М. И. Махмутов считает, что структура урока должна учитывать:
1) закономерности процесса обучения;
2) закономерности процесса усвоения;
3) закономерности самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
4) виды деятельности учителя и учащихся как внешние формы проявления сущности педагогического процесса.
Главными элементами урока, которые отражают все эти закономерности, являются:
1) формирование и актуализация новых понятий и способов действий;
2) применение усвоенного.
Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. При этом урок будет эффективным и информативно полным лишь тогда, когда учитель четко понимает, что все компоненты урока взаимосвязаны.