Воспитание – это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.
Основа воспитания – социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. Отличительная черта воспитания состоит в том, что это процесс дискретный (прерывный) – т. е. ограничен местом и временем.
Понятие «воспитания» многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – это решение конкретных воспитательных задач.
Наиболее общие явные функции воспитания:
1) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;
2) подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;
3) обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;
4) регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.
Воспитание – это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние не только образовательные учреждения, но и семья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип комплексного подхода – объединение всех воспитательных сил.
Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).
В образовательном процессе проверка результатов воспитания проводится различными путями:
1) анализ ответов на прямо поставленные вопросы;
2) оценочные суждения (на примере какой-либо ситуации из жизни или из книги);
3) сочинения на свободную тему («Мой идеал», «Что такое нравственность?» и т. п.);
4) диспуты и дискуссии на тему, выбранную воспитателем;
5) личная беседа учителя с учеником.