Субъективно-прагматический метод стимулирования деятельности и поведения воспитанников основывается на созданииусловий, когда быть воспитанным, необразованным, нарушатьдисциплину и общественный порядок становится невыгодно, экономически накладно. Педагоги используют напряженную общественно-экономическую ситуацию в воспитательных целях. Ониподчеркивают тесную связь хорошего школьного воспитания с будущим социально-экономическим положением человека. В этойсвязи воспитание приобретает обостренно-личностную направленность, когда воспитанник изо всех сил стремится заслужить положительные отзывы.Конкретные модификации субъективно-прагматического методаследующие:1) контракты, которые заключают воспитанники с воспитателями, где четко определяются обязанности сторон;2} личные карточки самосовершенствования, которые составляются воспитателями и родителями;3) дифференцированные группы по интересам;4) мониторинг, т. е. непрерывное наблюдение за поведением,социальным развитием воспитанника;5) тесты воспитанности, социальной зрелости, соревнования,конкурсы;6) штрафы (в баллах, очках), влекущие за собой вполне реальные наказания.