Рассмотрим процесс обучения как систему. Выделим два важнейших в нем элемента: преподавание (деятельность обучающего) и учение (деятельность обучающихся). Традиционно поэтомупроцесс обучения рассматривается как включающий в себя двавида деятельности. Эффективность обучения в наибольшей степенизависит от обучающихся. Чтобы способствовать развитию обучающихся, необходимо их включение в непосредственную деятельностьпо приобретению знаний. При этом нельзя ограничиваться лишьпассивным их усвоением.Если рассматривать процесс обучения только как передачуопределенной информации и формирование конкретных умений инавыков у обучающихся, т. е. как ремесло, то в таком случае могутбыть даны и конкретные рекомендации. Но мы должны формировать личность человека, учитывая его индивидуальные возможности, интересы и склонности. Одним из важнейших критериев результативности процесса обучения является «достижение каждымучеником такого уровня успеваемости, который соответствует егореальным учебным возможностям в зоне ближайшего развития».Процесс обучения - это своеобразная система, характеризующая жизнедеятельность человеческого общества. Поэтому онаимеет свои основополагающие положения, которые определяютхарактер процесса обучения и его специфику. Например, дажеконкретная школа (или вуз) - это тоже система, которая имеетсвой устав и руководствуется какими-то наиболее общими положениями, определяющими характер ее жизнедеятельности.