Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков. Выделим основные методы воспитания.
Методы, способствующие формированию убеждений. Применение этих методов на практике приводит к появлению специальных форм воспитания.
Фронтальная беседа на воспитательную тему (этическая беседа). Такие беседы обычно проводятся классным руководителем. Цели и темы этической беседы определяются в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнем их воспитанности.
Индивидуальная беседа с отдельными учащимися. Основное условия проведения подобной беседы – отсутствие психологического барьера между учеником и учителем.
Проведение диспутов и дискуссий с наиболее острыми проблемными вопросами.
Особенности «закрытого воспитания»:
1) не требует от учителя какой-либо научной организации (достаточно взять сценарий мероприятия и распределить ответственных за его выполнение;
2) не учитывается ценность понимания учеником смысла информации, которая становится содержанием сознания;
3) для ученика снижается ценность работы учителя, который автоматически становится передатчиком воспитывающей информации, направленной на обучение качествам, правилам поведения или на тренировку их выполнения.
Основные направления «открытого воспитания»:
1) процесс «открытого воспитания» – процесс целенаправленный, имеющий целью в современных условиях формирование всесторонне и гармонично развитого человека;
2) цель в воспитании должна реализовываться так, чтобы она превращалась бы в цель, близкую и понятную воспитаннику;
3) необходимы усложнение и углубление воспитательных задач по мере роста и развития человека;
4) процесс воспитания должен быть многофакторным (с активным участием в воспитании отдельных воспитателей, всей школы в целом и всего общества, всех его воспитательных институтов);
5) процесс воспитания должен быть комплексным, так как личность человека формируется в целом и развитие у него определенных черт и качеств идет не поочередно, а сразу, в комплексе;
6) формирование новых взглядов, характеризующих этап принятия, освоения и превращения усвоенных норм в личное достояние.