Нравственный идеал – личное представление о человеке, в котором воплощены лучшие нравственные черты и качества – является важнейшим компонентом нравственного сознания. Знание о нравственности в значительной части приобретается стихийно – из окружающей действительности при восприятии реальных взаимоотношений окружающих.
Нравственная оценка лежит в основе формирования отношения к выбору того или иного способа действия.
Воспитание патриотизма. Патриотизм – любовь к своему отечеству – ведущее нравственное качество, которое следует рассматривать как проявление идейности и политической сознательности человека. Это общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране.
Воспитание гуманизма. Гуманность – это:
1) нравственное качество, обращенное к другим, т. е. оно характеризует особое мировоззрение человека, реализуемое в его непосредственных взаимоотношениях с другими людьми;
2) мировосприятие, а точнее – восприятие другого человека, включающее уважение к нему как к другому равноправному члену общества, дружелюбие и доброжелательность, внимание к его нуждам и готовность прийти на помощь;
3) терпимость и великодушие, предполагающие умение понять слабости или затруднения другого человека, прощать случайные проступки.
Существуют основные сферы трудового воспитания:
1) политехническое образование – овладение научными основами и принципами всех производств;
2) производительный труд – включение учащихся в такую деятельность, результатом который будет определенная продукция;
3) общественно полезный труд – труд, имеющий общественную значимость;
4) самообслуживание – заключается в поддержании чистоты в классе, школе, школьной территории и т. п.;
5) домашний труд носит характер бытового труда (поддержание чистоты и порядка у себя дома). Его цель – показать ученику необходимость помогать членам своей семьи, соседям, а также приучить к обслуживанию самого себя;
6) профессиональный труд – получение специального профессионального образования и работы по этой специальности.
Под умственным развитиемможно понимать процесс развития умственных сил и мышления, происходящий в результате всей суммы возможных жизненных влияний и воздействий.
Мышление представляет собой опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях, является продуктом деятельности мозга.
Различают виды мышления:
1) логическое;
2) абстрактное;
3) обобщенное;
4) теоретическое;
5) техническое;
6) репродуктивное;
7) творческое.