Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллективный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методыих изучения - массовые опросы участников данных процессов,проводимые по определенному плану. Эти вопросы могут бытьустными (интервью) или письменными (анкетирование). Широкоиспользуются также шкалирование и социометрические методики,сравнительные исследования.Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человекоткровенно отвечает на заданные ему вопросы. Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых опросов, дешевизной методики и возможностью автоматизированной обработки собранного материала.Сейчас в педагогических исследованиях широко применяютсяразличные типы анкет: открытые, требующие самостоятельногоответа, и закрытые, в которых надо выбрать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилии испытуемого, ианонимные, обходящиеся без нее; полные и урезанные; пропедевтические и контрольные и т. д.Широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), позволяющий анализировать внутриколлективные отношения.- Метод позволяет делать«срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное егопреимущество - возможность представить полученные данныев наглядной форме с помощью так называемых матриц и социограмм, а также количественная обработка результатов.