Поведение, не соответствующее моральным нормам и требованиям общества, принято обозначать термином «асоциальное». В отличие от аномального поведения детей, характеристика которого связана с мозговой патологией, асоциальное поведение социально детерминировано, обусловлено влиянием отрицательной микросреды, ненормальными взаимоотношениями в семье, недостатками, ошибками семейного и школьного воспитания.
Психологическая наука на основе глубокого изучения особенностей формирования нравственной сферы личности убедительно показала, что ни состав, ни специфическое качество фактов асоциального поведения не определяются «прирожденными механизмами». Так называемые «трудные» дети – это педагогически запущенные дети. Нравственная деформация их личности – следствие педагогических просчетов. Наиболее рельефно типичные особенности «трудного» ребенка проявляются в подростковом возрасте, когда изменяется социальная позиция ребенка, обусловливая не только новую направленность его деятельности, но и новое отношение к нему, определение его обществом. Сложность данного этапа психического развития состоит в том, что, с одной стороны, подростковый возраст – это типичная эпоха детства. С другой – мы имеем дело с растущим человеком, стоящим на пороге взрослой жизни, стремящимся к самостоятельности, самоутверждению, признанию со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей.
Термином «трудный» в сложившейся практике обозначают широкий круг детей, требующих коррекции их личности. Сюда относятся и непослушные, капризные, упрямые дети, сопротивляющиеся требованиям, советам взрослых. Выяснение реальных причин подобных отклонений, внимание к потребностям и интересам ребенка при одновременной требовательности к нему и включении в коллективные формы деятельности – вот основной путь предупреждения и преодоления капризов, упрямства, непослушания.
Известная часть детей отличается озорством, недисциплинированностью, грубостью. К таким ученикам особенно необходим индивидуальный подход, и прежде всего установление истоков их недисциплинированности. Работа с этими детьми предполагает целенаправленную организацию их активности, инициативы, уважение их достоинства, прав на определенную самостоятельность.
Работа с «трудными» детьми обусловливает необходимость особенно корректного индивидуального подхода, предполагающего:
1) внимательное, доброжелательное отношение к ребенку;
2) опору на его положительные качества;
3) доверие к его нравственным силам, потенциальным возможностям.