Научение в ходе деятельности, имеющей иную цель, называют попутным . О том, что оно существует, свидетельствует жизнь. Его особенности изучены во многих опытах психологов. Результаты этих опытов показывают следующее:
1) научение происходит и тогда, когда перед обучающимися нет специальной задачи научиться;
2) заучивается лучше то, что связано с активной деятельностью человека, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
Исходя из подобных опытов и наблюдений некоторые психологи и педагоги выдвинули идею, что попутное, непреднамеренное научение – лучшая форма обучения. При этом подчеркивается его «естественность». Человек, считают сторонники этой идеи, имеет дело не с искусственно препарированными и дозированными сведениями, а с реальной жизнью, реальными задачами и вещами. Мотивы и побуждения к научению идут при этом от самого человека. Психика ученика сама осуществляет отбор и закрепление необходимых сведений и действий без принуждения со стороны учителя. С этим связаны высокая готовность учащегося к научению, его учебная активность, высокие устойчивые учебные результаты. Влияние подобной точки зрения на педагогику проявилось в разнообразных теориях «свободного воспитания». Общее для них то, что они отменяют учение как самостоятельную и особую деятельность и заменяют его усвоением как побочным продуктом других видов деятельности.
Психологи провели многочисленные исследования и пришли к следующим выводам:
1) попутное и непреднамеренное научение в большинстве случаев менее эффективно, чем преднамеренное и специально организованное;
2) непреднамеренное научение, происходящее только через самостоятельную деятельность учащихся, требует значительного времени;
3) при таком научении человек выделяет и усваивает главным образом лишь то, что непосредственно связано с его потребностями, интересами, текущими задачами, а все остальное проходит мимо него.
Последнее обстоятельство является главным при оценке эффективности указанных теорий. То, чему естественно научается человек, определяется индивидуальными особенностями его личности, его непосредственными интересами и нуждами. Поэтому результаты такого научения отрывочны и бессистемны. Они представляют лишь разрозненные сведения, умения и навыки.
Ясно, что на основе одного попутного научения путем «естественной» активности человека привить ему систему понятий просто невозможно. Для этого требуется особая деятельность, основной целью которой является само научение, которая именуется целенаправленным учением.