Доказано, что помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения, важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон развития психики ребенка. В процессе обучения ученики овладевают знаниями и способами действий в разных учебных предметах. Обучаясь, дети не повторяют путь, проделанный человечеством и наукой в целом. Знания и способы действия не открываются детям заново, а передаются им извне и усваиваются. Новые действия, новый способ вводятся в обучение обязательно в связи со специфической задачей и являются средством решения этой задачи. Дети должны понимать особенности новой задачи по сравнению с теми, которые они уже выполняли раньше, и особенности нового действия как средства ее решения. Только в таком случае усвоение новых действий, особенно усвоение операций со знаками, будет осознанным, осмысленным.
Результатами многих психологических и педагогических исследований доказано, что наиболее эффективный метод передачи нового содержания такой, при котором данное содержание специально выделяется для ребенка и фиксируется посредством моделирования. Оно усваивается, таким образом, в обобщенно-абстрактной форме, а затем применяется в конкретных условиях.
Этот путь обучения особенно важен при усвоении такого содержания, которое непосредственно «не видно» в конкретных предметах, т. е. при усвоении теоретических, собственно научных знаний.
В иных педагогических условиях происходит формирование и развитие психологических механизмов, обеспечивающих успешное применение способов и знаний в конкретной деятельности учащихся. В отличие от способа эти компоненты деятельности нельзя передать детям в готовом виде, как обобщенное действие. Они формируются постепенно, в процессе выполнения действий с конкретным материалом. С помощью специальных упражнений у детей можно сформировать такие умственные действия, которые обеспечивают наиболее высокие уровни применения знаний и способов действий.
Формирование и развитие общих свойств личности, например целенаправленности, организованности, произвольности (т. е. более высоких уровней структур деятельности), также требует особых условий. Необходимо, чтобы дети овладели средствами организации своей деятельности. Они обучаются выделять определенные ее этапы: планирование, подготовку, осуществление, контроль и оценку. Их осуществление нужно постоянно поддерживать извне, сначала путем прямых указаний и контроля со стороны педагога, затем внешними знаками.