Суть феномена давления группы на индивида состоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом (феномен конформизма).Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, и внутреннюю (подлинный конформизм), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Негативизм (группа оказывает давление на индивида, демонстрирующего независимость) – специфический случай конформности.На степень конформности влияют: менее развитый интеллект, характер ситуации, структура группы и т. д.Существуют три типа поведения:1) внутригрупповая внушаемость, т. е. бесконфликтное принятие мнения группы;2) конформность – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении;3) коллективизм, или коллективное самоопределение, – относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с задачами коллектива.М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается как норма) и информационное (давление оказывает меньшинство, но мнение рассматривается лишь как вариант).Закономерности групповой дискуссии:1) сталкивает противоположные позиции и показывает разные стороны проблемы;2) имеет результатом групповое решение, более значимое, превращенное в групповую норму.Одна из форм групповых дискуссий, введенная А. Осборном, – «брейнсторминг» («мозговая атака»). Для выработки коллективного решения группа разбивается на две части: «генераторы идей» предлагают решения обсуждаемой проблемы, «критики» – отсеивают непригодные, откладывают спорные, принимают удачные решения.Другой метод групповой дискуссии, разработанный У. Гордоном, – метод синектики, соединения разнородного. Основная идея – выработать как можно больше разнообразных и прямо противоположных, взаимоисключающих предложений.Эксперимент Дж. Стоунера показал, что групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения.На фазе нахождения решения индивидуальное решение более продуктивно, на фазе разработки выигрывают групповые решения. Умение вести эффективную групповую дискуссию развивают при помощи социально-психологического тренинга (открытое общение, ролевая игра, групповая дискуссия). На качество решения влияет еще один фактор, названный «групповой дух», – такая высокая степень включенности в систему групповых ценностей, которая мешает принятию правильного решения.