Процесс общения развивается как в фило-, так и в онтогенезе.В процессе филогенеза меняется содержание общения.Это изменение проявляется в следующем:1) насыщение новой информацией: биологическое внутреннее состояние организма + информация о важных свойствах окружающего мира + знания о мире.Первые два этапа общие для человека и животных, третья ступень присуща только человеку;2) появление новых потребностей приводит к обогащению целей общения;3) развитие средств общения происходит по нескольким направлениям:а) развитие органов, приспособленных для коммуникации, например, рук;б) появление возможности экспрессивных движений (мимика, пантомимика);в) изобретение и начало использования знаковых форм;г) появление, совершенствование технических средств.В онтогенезе общение развивается следующим образом (Немов, 1995):1) от рождения до 2 – 3 месяцев – контактное, биологическое по содержанию общение, направленное на удовлетворение органических потребностей младенца. Основное средство – элементарная жестикуляция и мимика;2) от 2 – 3 месяцев до 8 – 10 месяцев – этап начального познания, начало деятельности органов чувств, появление потребности в новых ощущениях;3) от 8 – 10 месяцев до 1,5 лет – общение становится скоординированным, невербальным – вербальным, основная цель – удовлетворение познавательной потребности; к концу периода начинает активно использоваться язык как средство общения;4) от 1,5 до 3 лет – появляется деловое и игровое общение, что обусловлено развитием предметной деятельности и игры.Здесь начало разделения делового и личностного общения;5) от 3 до 6 – 7 лет – способность к произвольному выбору того или иного вида общения в зависимости от природных данных или наиболее освоенного способа; развитие сюжетно-ролевого общения;6) школьный возраст – ускоренный интеллектуальный и личностный рост ребенка приводит к большому разнообразию содержания общения, дифференциации целей и совершенствованию средств; наблюдается четкое разделение делового и личностного общения.Таким образом, психологически развитого человека отличает выраженная потребность в общении с различными людьми, богатство содержания, многообразие целей и широкий спектр средств общения.