Ранний возраст очень значим в становлении психики поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят.Психологи даже склонны предположить, что три года – это середина пути развития от рождения до зрелости.Выделим основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:1) овладение прямой походкой2) овладение активной речью;3) развитие предметной деятельности.В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины формы учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.На протяжении раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Малыш хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками. В этом периоде происходит усвоение ребенком своего имени. Малыш достаточно рано отождествляет себя со своим именем, отстаивает право на него и протестует, если его ошибочно называют другим именем. К концу 3-го года жизни появляется осознание себя как отдельной личности, что свидетельствует о начале кризиса, который психологи называют «Я сам». Этот кризис имеет очень яркие внешние проявления. Назовем самые яркие симптомы.1. Негативизм – ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил взрослый.2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого сильно хочется, а потому, что не хочет уступить.3. Строптивость – недовольство по всякому поводу.4. Своеволие, своенравие – стремление ребенка к самостоятельности, желание все делать самому.5. Протест (бунт) – поведение приобретает протестный характер, часто возникают ссоры с родителями, братьями, сестрами.6. Обесценивание – ребенок начинает употреблять ругательные слова, ломает игрушки и т. п.7. В семье с единственным ребенком возможно проявление деспотизма, с несколькими детьми – ревности по отношению к родителям.В период этого кризиса происходит перестройка социальной позиции ребенка по отношению к окружающим людям, возникают мотивы, связанные с проявлением личности ребенка.