Поддъяков: лабиринт, по которому необходимо прогнать шарик. Исследование форм мышления:- наглядно-действенное;- наглядно-образное;- символическое;- у взрослого сохраняются все три способа решения задач;- существует тип задач, где лучше пользоваться наглядно-действенным;- у маленьких детей – внутренний план сознания. Идеи Поддъякова:- генетическая смена трех форм мышления в онтогенезе;- ранняя стадия – наглядно-действенная;- в процессе взаимодействия предметов происходит разделение свойств на константные и ситуативные, выделение константных и их отрыв от конкретной ситуации – возникают предпосылки для нагляднообразного (абстрагирование путем действия).А.В. Запорожец: восприятие для ребенка есть практическое действие. Невозможность выделить первичность действия и образа.Первые месяцы: развитие сенсорных функций, нет перцептивных образов. 3–4 месяца: простейшие практические действия, сенсорные функции включаются в их обслуживание – ориентировочно-исследовательские действия. Ребенок выделяет свойства предмета, которые непосредственно к нему обращены, остальные – глобально, нерасчлененно. 2 года:овладение орудиями. Образ приобретает структурную организацию. Возможность перцептивного предвосхищения. 3–7 лет: продуктивная деятельность. Роль сенсорного обучения:- формирование новых перцептивных действий – практические пробы (сенсорные эталоны);- ориентировочно-исследовательские действия, предвосхищающие практические;- свертывание перцептивного действия: ориентировочно-исследовательское действие превращается в идеальное.Н.Н. Ланге: всякий акт восприятия содержит моторный компонент. Существуют три типа моторных компонентов:- адаптационные (конвергенция, аккотодация);- аутокинетические (непроизвольные);- предметные (всматривание, вслушивание).Ярбус: движение глаз при восприятии сложных объектов (выделение меток) – воздействие мышления на организацию перцептивного действия.Б.М. Теплов: слуховая модальность – вокализация является моторным компонентом.Сочетание движений руки и глаза – генетическая линия развития: обособление перцептивного действия от практического.