Память – это способность сохранять и воспроизводить прошлый опыт, делающая возможным его использование. Память является основой психической деятельности. Она связывает прошлое, настоящее и будущее и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития. Память является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Она лежит в основе способностей человека. Без памяти невозможно нормальное функционирования ни личности, ни общества. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Основными компонентами памяти являются : 1. рецепции – восприятие нового; 2. ретенции – удержание новой информации; 3. репродукции – воспроизведение полученной информации. Характеристиками памяти являются : 1. объем памяти – характеризуется количеством единиц информации, которые могут быть запомнены и воспроизведены; 2. быстрота воспроизведения – скорость, с которой запомненная информация может быть воспроизведена; 3. точность воспроизведения – способность человека точно сохранять и воспроизводить запечатленную в памяти информацию; 4. длительность сохранения информации – определяется временем удержания информации; 5. готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию. Запоминание и воспроизведение информации происходит не изолированно, а в связи с другой информацией, которая уже присутствует в памяти. Различают следующие виды ассоциаций : 1. - ассоциации по смежности во времени или пространстве. Два явления или предмета, воспринятые в одно и то же время или в одном и том же пространстве, связываются между собой ассоциативными связями и при воспоминании об одном из них вспоминается и второй. 2. – ассоциации по сходству или контрасту. Ассоциативные связи могут возникнуть и между предметами и явлениями сходными или диаметрально противоположными. 3. – смысловые ассоциации – являются основой научения. Возникают при смысловой связи между запоминаемыми предметами или явлениями. Память человека имеет избирательный характер. Запоминание и воспроизведение зависят не только то ассоциативных связей между предметами и явлениями, но и от отношения к нему личности, ее установок, интересов и эмоциональной окраски этих предметов и явлений для данной личности. Лучше и быстрее запоминается то, что представляет для нас большой интерес и имеет определенное значение. Процесс запоминания зависит также от сознательной установки на запоминание. Однако непроизвольное запоминание может оказаться более эффективным, чем произвольное. Многократное повторение увеличивает точность и длительность запоминания. Процесс запоминания состоит из следующих этапов : 1. этап запечатления – совершается непроизвольно; 2. этап сознательного запоминания – сознательное и преднамеренное запечатление особенно значимого материала; 3. этап заучивания – необязательный этап, когда запоминание сопряжено с известными трудностями и закрепление материала требует специальных приемов.