Налоги и государство – это два взаимосвязанных между собой института.
Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства. Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия.
Изначально налоги выполняли военную функцию государства: формирование и содержание армии, а затем по мере развития государства – фискальную, регулятивную и контрольную функции.
В истории развития налогов можно выделить следующие три этапа.
Первый этап: налоговая система в государстве отсутствовала, поэтому органы власти сами устанавливали количество денежных средств, взимаемых в виде налога. Данная функция возлагалась на город или общину. На данном этапе характерна «случайность» возникновения налогов, так как сборы не имели постоянного характера и зависели от различных причин – начала войны, голода, эпидемии.
Второй этап: временные рамки – конец XVII – начало XVIII вв. На данном этапе становление государства уже завершилось. Строится налоговая система, более четко определены функции и задачи государства. Из разряда «случайных» налоги перешли в постоянные. Система нало-
1б гообложения находит свою регламентацию в законах и тем самым становится одним из важных источников пополнения казны. Появляются специальные органы, осуществляющие сбор налогов. В науке начинают говорить о налоговом контроле.
Третий этап: дальнейшее развитие налоги получили в XIX в. В этот период характерен рациональный подход к установлению налогов – четкое соответствие функциям и задачам государства. Большое внимание уделяется правовой регламентации сборщиков налогов и судебной защиты налогоплательщиков от несанкционированных действий налоговых органов. Верховенство налогообложения по-прежнему принадлежит государству, хотя некоторые функции оно делегировало региональным органам власти.
В СССР налоги взимались от хозяйственной деятельности предприятий, налог с оборота и др. Это связано с политикой, которая была выбрана советскими чиновниками.
В 1990 г. Россия взяла курс на рыночные отношения и строительство правового государства. Данные события имели большое влияние на дальнейшее развитие налогов и налоговых отношений вообще. Они поставили данные отношения на рельсы международного правового регулирования. Источниками налогового законодательства являются Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.