Н-обяз-ый, индивид-но безвозмез-ый платеж,взимаемый с орг-ий и ФЛ в форме отчуждения принадл-щих им на праве собств-ти, хоз-го ведения или операт-го управления ден.ср-в в целях фин-го обесп-ия деят-ти гос-ва и мун-ых образ-ий. С-обяз-ый взнос,взимаемый с отг-ий и ФЛ,уплата кот-го явл-ся одним из условий совершения в отношении плат-ков С-в гос-ми органами, органами МСУ,иными уполномоч-ми органами и должностными лицами юр-ки значимых действий,вкл-ая предоставление опред-х прав или выдачу разрешений(лицензий).Элементы Н:1)Налогопл-щик-орг-ии и ФЛ,на кот-х в соот-ии с НК возложены обяз-сти уплач-ть Н и С при наличии у лица объекта налогообл-ия(Н-ия).2)Объект Н-ия-то в связи с чем взымается Н:реал-ия тов(раб,услуг);имущ-о;прибыль;доход;расход;действия налогопл-ка;польз-ие природ-ми рес-ми;иное обст-во.3)Н-ая база(НБ)-стоимостная,физ-ая и иная хар-ка объекта налогообл-ия,на основ-ии кот-х опр-ся сумма Н.4)Н-ая ставка-величина Н-ых начислений на ед-цу измерения НБ.5)Н-ый период-период времени,по истечении кот-го опр-ся НБ и исчис-ся сумма Н,подл-щая уплате в бюджет(календ.год,полугодие,квартал,месяц).6)Отчет-ый период-пер.времени,по истеч-ии кот-го исчис-ся и уплач-ся авансовые платежи по Н.7)Порядок исчис-ия Н-совок-ть действий соотв-щего лица по опр-ию суммы Н,подлеж-го к уплате в бюджет.Стадии исчис-ия Н:1.ведение учета объекта Н-ия;2.исчис-ие исходя из объ-а Н-ия,НБ;3.опр-ие,подлеж-ее к применению Н-ой ставки;4.применение Н-ых льгот;5.расчет суммы Н.Способы уплаты Н:декларац-ый,кадастр-ый,у источников дохода.Дополнит-ый элемент-Н-ая льгота:освобождение от уплаты,уменьш-ие размера,понижение Н-ой ставки, непризнание объ-ом Н-ия,особый порядок исчисления НБ.Специфич-ий элемент-источник Н.Фун-ии Н-устан-ые гос-вом напрвления действия Н-в,опред-ые потребителями гос-ва и возмож-ми экономики.Фун-ии:1)фискальная.Поср-вом этой фун-ии реалися главное общест-ое назнач-е Н-в-формир-е финн-х рес-в гос-ва,аккумулир-х в БС и внебюд-х фондах и необ-х для осущ-ия его собст-х фун-ий.2)контрольная сост.в том.что появ-ся возм-ть колич-го отражения Н-ых поступлений и их сопост-ия с потреб-ми гос-ва в финн-х рес-х.Благодаря этой фун-ии оценив-ся эф-ть кажд-го Н-го канала,выяв-ся необх-ть внесения изм-ий в Н-ую с/с и бюд-ю пол-ку.3)Распр-я обл-т рядом св-в,хар-щие многогранность ее роли в вопр-вом процессе.Это прежде всего то,что изнач-но фун-ия Н-в носила фиск-ый хар-р,а со вр.Но как гос.начало активно уч-ть в орг-ии хоз-ой жизни в стране,у него появ-сь регулир-ие фун-ии,кот.осущ-сь ч/з Н-ый механизм.