Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории мун образования (территориях поселений, не являющихся МО, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом МО указанные органы могут являться юридическими лицами.Границы территории жилого массива, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются соответствующими представительными органами МСУ на основе предложений жителей данной территории, исходя из исторических, культурных, социально-экономических и иных признаков целостности конкретной территории с учетом границ деятельности жилищно-коммунальных служб.Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом МО в соответствии с законами субъекта РФ и нормативными правовыми актами органов МСУ.Территориальное общественное самоуправление осуществляется на следующих принципах:- широкого участия граждан и их объединений в выработке, принятии и реализации решений по вопросам развития данной территории;- самостоятельности, предусматривающей создание органов территориального общественного самоуправления, а также определения и обеспечения финансово-экономической основы их деятельности;- выборности органов территориального общественного самоуправления, их подконтрольности и подотчетности населению;- открытого и публичного характера их деятельности;- законности;- сочетания местных интересов, интересов данной территории с интересами МО, региона и гос-ва.Из вышесказанного можно отметить основное сходство этих теорий в том, что каждая из них априори пыталась улучшить жизненные условия населения МО за счет расширения объема его компетенции, самостоятельности и укрепления гос-ва в целом. Однако реализация этих принципов самостоятельности и самодостаточности в разное время и в различных условиях осуществлялась по-своему, от наиболее децентрализованного устройства (практически самостоятельного ведения дел под свою ответственность перед населением) и до вопросов, регулируемых ФЗ, в части тесной взаимосвязи и взаимозависимости МО с органами гос власти с оказанием правовой, финансовой и материально-технической помощи и соответственно реализацией функций гос контроля. Различие заключается в мере децентрализации или централизации деятельности МСУ по осуществлению своих местных функций и задач со стороны гос органов власти.В настоящее время гос поддержка МСУ является одним из главных условий обеспечения самостоятельности МСУ в РФ. Объясняется это не только тем, что в нашей стране традиционно, начиная с XVI в., МСУ формировалось в основном при поддержке гос-ва, но и той ролью, которую играет МО в большинстве стран на современном этапе. Это касается прежде всего правового регулирования, финансирования их деятельности путем предоставления субвенций и дотаций. В целом гос поддержка МСУ осуществляется путем создания необходимых условий для становления и развития МСУ и содействия населению в осуществлении конституционного права на МСУ. РФ и ее субъекты оказывают органам МСУ существенную правовую, организационную и материально-финансовую помощь.