Конституция РФ в ст. 130 закрепляет принцип осуществления МСУ на территории РФ в различных организационных формах.В своей совокупности организационные формы осуществления МСУ образуют систему МСУ в рамках соответствующих мун образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни. При этом различные формы осуществления МСУ образуют единую систему только в рамках мун образования.В рамках мун образования организационное единство всей системы МСУ обеспечивается посредством: единых: принципов и начал ее организации и функционирования; и функций МСУ в обществе и гос-ве; разграничения предметов ведения и полномочий между различными формами осуществления местной власти.Население мун образования осуществляет МСУ: через органы МСУ; непосредственно.В предшествующие 10-15 лет жители мун образования осуществляли МСУ, как правило, через органы МСУ. Непосредственное осуществление МСУ имело место значительно реже и на практике обычно выражалось в участии граждан в мун выборах раз в несколько лет.В настоящее время наблюдается тенденция расширения возможностей для граждан непосредственно участвовать в МСУ. Законодательство, принятое в 2003- 2006 гг., создало условия для включения все большего числа граждан в самостоятельное решение своих проблем на местном уровне.Новшеством зак-ва является то, что ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" от 06.10.2003 № 131-ФЗ, значительно расширил перечень форм непосредственного осуществления МСУ. В настоящее время формами непосредственного осуществления МСУ являются: местный референдум; мун выборы; голосование: по отзыву депутата, члена выборного органа МСУ, выборного должностного лица МСУ; по вопросам изменения границ мун образования; преобразования мун образования; сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы МСУ.Перечень форм, установленный законом, не является исчерпывающим. Население мун образования может выбирать и иные формы, не противоречащие законодательству (например, некоторые малочисленные народы Крайнего Севера организуют свою жизнь в виде общин, в которых ведут традиционное хозяйство, самостоятельно решают местные вопросы и т. д.).Таким образом, общество отходит от стереотипа, согласно которому участие в МСУ сводилось к регулярным выборам органов МСУ. При этом значительная часть населения мало осведомлена о других формах осуществления МСУ, кроме выборов. Даже участвуя в выборах, многие граждане недостаточно представляют, что такое органы МСУ и как они функционируют. Многие не знают, кто является депутатом органа МСУ от их территории, малоактивны в отношении участия в решении местных вопросов.В настоящее время жители мун образования могут решать проблемы местного значения самостоятельно, не обязательно через органы МСУ и не только через выборы (самоорганизовываться, проводить сходы, собрания, принимать решения и др.). Закон, вступивший в силу с 01.01.2006, закрепляет для этого множество форм. Проблема в том, чтобы жители мун образования знали об этих формах и пользовались ими.Гос органы и их должностные лица, органы МСУ и должностные лица МСУ обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением МСУ и участии населения в осуществлении МСУ.