Государство занимает особое положение в мировой экономической системе и выполняет специфические функции на национальном и международном уровнях. Располагая большой финансовой мощью, государство использует широкий спектр мер для воздействия на экономические процессы с помощью бюджетной, кредитной, денежной, валютной политики. Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику государство использует различные формы долгосрочного регулирования, проводит определенную структурную политику, стимулируя производственные сдвиги, преодоление региональных различий, повышение конкурентоспособности национальных компаний. Одновременно государство стремится создать благоприятные внешние условия для расширенного воспроизводства внутри собственной страны, что приводит к постоянной борьбе двух противоположных тенденций: либерализации экономической политики и протекционизма.
Государственное регулирование внешнеэкономической сферы осуществляется с помощью широкого круга мер:
– таможенные тарифы, которые по характеру своего воздействия относятся к регуляторам внешней торговли;
– нетарифные меры регулирования, к которым относится большое число мер торговой и экономической политики, включая лицензирование, антидемпинговые и компенсационные пошлины, таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарные и ветеринарные нормы и т. д.
Государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики получила название протекционизма.
Общей тенденцией последнего времени стало повышение влияния государства на ход экономических процессов практически во всех странах мира. Приспосабливаясь к интернационализации хозяйственной жизни, государство осуществляет регулирование более масштабно и оперативно. При этом регулирование направлено, как правило, не на предотвращение конкуренции, а на более гибкое воздействие на нее, а также на поддержку государством частного предпринимательства внутри страны.