На рынке может присутствовать много фирм при доминировании какой-нибудь одной, более крупной и конкурентоспособной.
Структуру рынков определяют по нескольким показателям:
1) количество конкурентов на рынке;
2) доля, соответственно которой присутствуют конкуренты;
3) показатели рыночной конкуренции. Определение количества фирм-конкурентов, действующих на данном товарном рынке, не дает полных сведений о наличии и уровне конкуренции между ними. Но все же эти сведения необходимы для определения доли участия в рынке. Для этого проводят некоторые расчеты: объем рынка, доля реализации каждого поставщика. Подсчет этих параметров может производиться в разном выражении: натуральном или стоимостном. Это зависит от характера товаров: если товар однородный по своему составу, то следует использовать для подсчета натурально-вещественную форму, а если неоднородный, то стоимостную. В любом случае подсчет этой информации производится на основе данных, представленных органами госстатистики или самими поставщиками на рынке. Далее составляется ранжированный список поставщиков на рассматриваемом товарном рынке, анализируется доля каждого участника рынка в его деятельности, делаются выводы о степени их распределения (присутствуют ли они в равнозначных долях) и происходит выявление тех поставщиков, которые преобладают в той или иной мере на данном товарном рынке.
Различные показатели концентрации на рынке позволяют судить об уровне и степени его монополизации, т. е. более или менее равных долях участников на рынке. Степень концентрации в отрасли, которая измеряется коэффициентом концентрации, является одним из ключевых элементов в рыночной структуре. Именно она определяет характер конкуренции и ее конечные итоги. Самым высоким уровнем концентрации является монополия. При этом на рынке выступает только один продавец, который может устанавливать цену по своему усмотрению и всем диктовать свою волю. При монопсонии существует только один покупатель, что тоже считается отрицательным явлением.
Но в большинстве своем в промышленно развитых странах присутствует олигополия. Это «середина» между монополией и совершенной конкуренцией. Признаками, характерными для олигополии, являются: наличие на рынке двух или нескольких фирм, конкурирующих между собой; присутствие барьеров в случае попыток со стороны других фирм по входу в эту отрасль; существование на данном товарном рынке хотя бы одной крупной фирмы, при определенных действиях которой конкуренты смогут адекватно отреагировать на это.