Сейчас регулирование международной торговли услугами осуществляется на различных уровнях. Для каждого из них существует несколько организаций с соответствующим кругом проблем.
Примерами таких организаций могут служить ВТО (Всемирная туристическая организация), ИКАО (Организация международной гражданской авиации), ИМО (Международная морская организация). Эти межправительственные организации, как видно из их названий, занимаются регулированием деятельности в определенной отрасли. Например, ИКАО определяет единые правила полета и эксплуатации воздушного транспорта и зданий, связанных с их деятельностью, а Всемирная туристическая организация разрабатывает нормы, которым должны соответствовать гостиницы, рестораны и т. д. Иногда заключаются двусторонние соглашения между двумя странами.
Если говорить о мировом уровне, то долгое время это было сферой компетенции Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Но по предложению США с 1980-х гг. торговлей услугами стала заниматься ГАТТ. Суть предложений США в следующем: для рынка услуг нужно также разработать правила, как и для товаров (равенство производителей, транспарентность и т. д.). Но с этими вопросами возникает ряд трудностей, которые прежде всего связаны с тем, что услуга в большинстве случаев потребляется практически одновременно с ее изготовлением. Контроль над производством, следовательно, значит контроль инвестиций.
При инвестировании ГАТТ уравнивает права национальных и иностранных фирм.
Развивающиеся страны проводят политику, направленную на контроль за той деятельностью, которую осуществляют иностранные корпорации на их территории.
В 1986 г. в Пунта дель Эсте страны договорились об обсуждении проблем торговли услугами на международном уровне. В результате приняли специальное соглашение – ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами). ГАТС состоит из трех частей:
1) рамочное соглашение, которое определяет общие правила торговли услугами;
2) специальные соглашения. Они применяются по отношению к определенным сервисным отраслям;
3) список обязательств национальных правительств, которые представляют собой меры по снижению и снятию ограничений в сервисных отраслях.
В дальнейшем государства пришли к соглашению о либерализации торговли услугами. Регулированию подвергаются сферы телекоммуникаций, транспорта и финансовой деятельности.