Наряду со стабильным политическим климатом и разумной макроэкономической политикой для процветания экономики необходимы микроэкономические основы экономического развития. Они заключаются в конкурентной практике и стратегиях фирм, механизме создания конкурентных преимуществ и экономической политике, которые составляют деловую среду и конкурируют фирмы.
Микроэкономические различия в значительной степени объясняют различия между странами в уровнях ВНП на душу населения. С ростом ВНП на душу населения микроэкономические условия изменяются.
Главная проблема экономического развития – это создание условий для роста производительности. Способность страны улучшить микроэкономическую среду влияет на ее процветание. Микроэкономические основы производительности находятся в двух взаимосвязанных областях:
1) достаточно сложный уровень, на котором компании конкурируют;
2) качество микроэкономической деловой среды. Если необходимо повысить благосостояние, то конкурентные преимущества страны должны перемещаться от сравнительных преимуществ (природные ресурсы и дешевая рабочая сила) к конкурентным преимуществам на основе производства уникальной продукции или новых технологических процессов. По мере перехода на более высокую стадию экономического роста необходима смена целей: конкурентной практики и стратегии компаний, что часто встречает сопротивление.
«Традиционные» факторы производства, включая людские ресурсы и физическую инфраструктуру, оказывают меньшее влияние на национальные различия в ВНП на душу населения. На различия в ВНП на душу населения оказывают значительное влияние условия спроса и наличие родственныхи поддерживающих отраслей, что подчеркивает значение «кластеров» для конкурентоспособности. Часть «ромба», охватывающая стратегию и структуру фирм, также оказывается немаловажной, включая права интеллектуальной собственности, отсутствие коррупции, открытость в торговле, инвестиционный климат и интенсивность внутренней конкуренции. К числу других переменных, имеющих большое значение для экономического роста, относятся: технология производства продукта, доступ к рынку ценных бумаг, профессионализм менеджмента, качество телефонной и факсовой связи, наличие бизнес-информации, эффективность антитрестовской политики, личная безопасность, возможность финансировать начальные капиталовложения, требовательность покупателей, качество местных субпоставщиков, защита прав интеллектуальной собственности, отсутствие регулярных неплатежей.