Неформальная организация – это спонтанно образованная группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели. У неформальных организаций, так же как и у формальных, есть иерархия, лидеры, задачи, нормы поведения.В организации люди выполняют поставленные перед ними задачи, в процессе выполнения этих задач люди вступают во взаимодействие, которое в свою очередь способствует появлению эмоций – положительных и отрицательных в отношении друг друга и начальства. Эти эмоции влияют на то, как люди будут осуществлять свою деятельность и взаимодействовать в будущем. Эмоции, благоприятные или неблагоприятные, могут приводить либо к повышению, либо понижению эффективности, прогулам, текучести кадров, жалобам и другим явлениям, которые немаловажны для оценки деятельности организации. Поэтому, даже если неформальная организация создана не по воле руководства и не находится под его полным контролем, ею необходимо управлять, чтобы она могла достигнуть поставленных целей.Чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между формальной и неформальной группами, можно использовать следующие методы:1) признать существование неформальной организации, отказаться от ее уничтожения, осознать необходимость работы с ней;2) выявить лидеров в каждой неформальной группе, привлекать к процессу принятия решений и учитывать их мнения, поощрять тех, кто участвует в решении производственных проблем;3) проверять все управленческие действия на их возможное отрицательное влияние на неформальную группу;4) для ослабления сопротивления переменам привлекать членов группы к принятию управленческих решений;5) быстро обеспечивать точной информацией, чтобы препятствовать распространению ложных слухов.На эффективность работы групп, кроме общеорганизационных факторов, влияют и специфические факторы. Их можно разделить на две группы:1) характеристики группы;2) групповые процессы.