Групповые процессы включают этапы развития группы, сплоченность, нормы и конфликтность. Стадии развития группыФормирование – это стадия ориентации и знакомства. Члены группы оценивают способности друг друга, умение достигать поставленных целей, возможность установления дружеских отношений, приемлемые для остальных типы поведения. Стадия разногласий и противоречий выявляет индивидуальные особенности людей. Они утверждаются в своих ролях и осознают, чего от них ожидает команда. Члены могут не соглашаться с пониманием целей группы и способов ее достижения, создавать коалиции с общими интересами.Достижение нормального состояния. На этой стадии конфликты разрешаются, достигается состояние взаимного признания. Функционирование. На этой стадии выполнения работы главным является разрешение проблем и достижение намеченных целей. Расформирование имеет место в таких группах, как комитеты, целевые и специальные целевые группы, после выполнения ими своих задач. Внимание уделяется сворачиванию и замедлению групповых процессов.Сплоченность команды – это мера тяготения членов группы друг к другу и к группе.Потенциальным отрицательным последствием высокой степени сплоченности является подавление отдельной личностью своих действительных взглядов, отказ от высказывания противоположных точек зрения, чтобы не нарушить гармонию в группе.В результате проблема решается с меньшей эффективностью, так как не обсуждаются альтернативные предложения и не оценивается вся имеющаяся информация.Групповые нормы – это общепринятые стандарты индивидуального и группового поведения, сложившиеся с течением времени в результате взаимодействия членов группы. Только выполнение этих норм позволяет рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Групповые нормы могут быть как положительными, так и отрицательными.Положительные нормы поддерживают цели организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей.Положительные групповые нормы:1) гордость за организацию;2) стремление к наивысшим результатам;3) прибыльность;4) ориентация на клиента;5) коллективный труд и взаимопомощь;6) непрерывное развитие персонала;7) профессиональная подготовка кадров;8) управление карьерой работников;9) поощрение нововведений;10) уважительное, доброе отношение друг к другу;11) интерес к мнению коллег;12) забота о людях со стороны руководства.