Одна из коррекционных задач – развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания).Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Согласно исследованиям П. П. Блонского, в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом каждый из этих видов памяти не заменяет, а дополняет другие, увеличивая возможности хранения и воспроизведения информации. Развиваясь сама, память является и необходимой основой психического, в том числе речевого, развития ребенка,Наиболее специфична, а следовательно, значима для развития речи слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи (устной и письменной). Зрительная память необходима для освоения письменной речи, а также для связи между первой и второй сигнальной системами. Все эти виды памяти логопед использует в процессе коррекции, в одном случае как основу речи, в другом как вспомогательное (в частности, компенсаторное) средство, позволяющее интенсифицировать обучение правильным речевым навыкам.Исследование смысловой и механической памяти показало, что достоверные отличия по их соотношению у детей с нарушениями речи и детей без таковых отсутствуют. Внимание — это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой, в том числе и речевой, деятельности.Благодаря вниманию достигаются следующие результаты:1) отбор значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности;2) игнорирование других, несущественных для выполняемой деятельности воздействий;3) удержание, сохранение выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т. е. регуляция и контроль деятельности.В отношении речи этот механизм обладает определенным своеобразием, так как, с одной стороны, он обслуживает процесс рождения речи, с другой - речь сама становится средством направления внимания и контроля.У детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны внимания: концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость. Вместе с тем комбинация этих показателей у отдельных детей может существенно различаться и требовать различных коррекционных мероприятий.Для развития познавательных процессов можно использовать следующие игры и упражнения:Упражнения для развития мышления: - выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать. - толкование пословиц и метафор и т.д.; - моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв; - работа с кубиками Кооса; - складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы;- игра «IV лишний» Упражнения для стимуляции слухового внимания: игры и упражнения из программы детского сада: - «Угадай, кто кричит?»;- «Угадай, на чём играют?»; - «Угадай, что делают?»; - «Найди пару»;- «Где мой домик?»;- игра «IV лишний»; - «Узнай по описанию»; - «Телефон»; - «Отгадай сказку по отрывку».Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания: - длительная сортировка и нанизывание бусинок;- лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца); - чтение алфавита, которое перемежается со счётом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д.Упражнения на развитие образной памяти: рисунок-схема; пробы Хеда (определение схемы собственного тела); тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь) и т.д. Развитие оперативной памяти: - тест «Кулак – ребро – ладонь»; - игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например, игра «Найди клад»; «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности); - «Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение). Порядок построения детей изображён схемой. По команде цепочка рассыпается, задача едущего (ребёнка) – собрать цепочку в прежней последовательности; - «Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти, физкультминутки; - отстукивание ритмов «Телеграфист»; рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток). Развитие зрительного восприятия:игра «Что изменилось?»; «Отгадай сказку по иллюстрации»; срисовывание фигур (учитывать пропорции); дорисовывание фигур с недостающими деталями; письмо букв и слов по шаблонам; изографы; определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв. Можно использовать упражнения на пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги. Заниматься воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время режимных моментов.