Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:1. Они не соответствуют возрасту говорящего;2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения».Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи».Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов