Все шпаргалки /
Логопедия /
Индивидуальная работа с детьми, страдающими ДИЗАРТРИЕЙ и РИНОЛАЛИЕЙ по преодолению фонетико-фонематического недоразвития
В группу фонетико-фонематического недоразвития речи направляются дети, имеющие различные речевые нарушения (дизартрия, ринолалия дислалия). Фонетико-фонематическое недоразвитие речи при минимальных дизартрических нарушениях, являясь сходным по проявлениям с другими звукопроизносительными расстройствами, вместе с тем имеет свой специфический механизм. Оно с большим трудом подвергается коррекции, в дальнейшем затрудняет процесс школьного обучения детей. Дети с ринолалией имеют также особенности звукопроизношения, в зависимости от тяжести анатомо-физиологического дефекта органов артикуляционного аппарата и требуют более длительного коррекционного воздействия. Поэтому тщательное сопоставление качественных особенностей звукопроизношения, уровня восприятия устной речи, а также сформированности артикуляционной, общей моторики, учёт состояния психических функций может оказать существенную помощь в дифференциальной диагностике и нахождении эффективных коррекционных методов логопедического воздействия на дошкольников, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи на фоне минимальных дизартрических дисфункций и анатомо-физиологических дефектов твёрдого и мягкого нёба. Как правило, эти дети имеют элементы общего недоразвития речи, т.е. несформированность отдельных сторон речи (лексико-грамматического строя и связной речи). В связи со всем этим сроки логопедического воздействия на эту категорию детей увеличиваются, что требует индивидуального подхода к каждому ребёнку. Дети с дизартрией и ринолалией пребывают в группе фонетико-фонематического недоразвития речи в течение двух лет, с дислалией один год. Таким образом, коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, предусматривает принцип «предупредительного подхода к детям» (Р.Е. Левина), т.е., устранение тех речевых нарушений у детей, которые препятствуют формированию письменной речи и школьному обучению в целом. Основными задачами коррекционного обучения в подготовительной группе для детей с ФФНР в детском саду являются :1) формирование звукопроизношения;2) развитие фонематического восприятия;3) подготовка к обучению грамоте и усвоение грамоты в объёме, предусмотренной программой для первого класса массовой школы.Курс коррекционного обучения рассчитан на десять месяцев (сентябрь - июнь). В его основе лежит развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. У детей развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых фактов. В общем виде решение поставленных задач сводится к следующему. В первую очередь, с помощью специальных приёмов логопед исправляет произношение звуков или уточняет их артикуляцию.Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетается с развитием фонематического восприятия, то есть с упражнениями в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также с развитием слуховой памяти.Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения же в звуковом анализе и синтезе, в свою очередь, способствует осознанному овладению произношением звуков речи. Таким образом, упражнения на анализ и синтез звукового состава речи помогают решить две задачи - нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты .Речевой материал для занятий подбирается с учётом перечисленных задач, то есть в процессе развития звукопроизношения одновременно и на том же звуковом материале планируются упражнения в анализе и синтезе звукового состава слов, а на более поздних этапах обучения - в письме и чтении.Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного обучения предусматриваются упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи. Материал, на котором строятся эти упражнения, подбирается из знакомых детям слов, в звуковой состав которых входят исправленные или уточненные звуки в стадии закрепления.К концу обучения дети должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры, уметь читать и писать слова, предложения и небольшие тексты.Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичёва, Г.В. Туманова).Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря. Логопед и воспитатель, осуществляя коррекционное обучение совместно, должны учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме.В коррекционном обучении можно выделить три раздела:I раздел работы - артикуляторный ( подготовительный ) предполагает уточнение артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков : [ а ], [ о ], [ у ], [ э ], [ ы ], [ м ], [ м` ], [ н ], [ н` ], [ п ], [ п` ], [ т ], [ к ], [ к` ], [ х ], [ х` ], [ ф ], [ ф` ], [ в ], [ в` ], [ й ], [ б` ], [ д ], [ г ], [ г` ] в целях развития фонематического восприятия и звукового анализа . Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчётливо , с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ( [ к ] - [ х ], [ в ] - [ б ] т.д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся логопедом на фронтальных занятиях и обязательно на звуках, правильно произносимых всеми детьми группы. Затем логопед в определённой последовательности включает фронтальные занятия, поставленные к этому времени исправленные звуки.II раздел работы - дифференцировочный, в котором выделяются 2 этапа.1) На первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звукослогового состава слова.2) После усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков дифференциации.III раздел работы - формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:1) Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.2) Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.3) На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [ у ], [ а ], [ и ] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа - выделение первого гласного звука из начала слова.4) Формирование умения делить слова на слоги . Используя зрительную опору - схему, где длинной чертой обозначается слово , короткой - слог ; формирование умения делать слоговой анализ слова .5) Анализ и синтез обратного слога типа [ап].6) Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.7) Выделение начальных согласных в словах типа сок.8) Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа сом.9 . Анализ и синтез прямого слога типа [са].10) Полный звукослоговой анализ и синтез односложных слов из 3 звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.11) Полный звукослоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.12) Преобразование слов путём замены отдельных звуков: сок - сук.13) Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.14) Полный слого-звуко-буквенный анализ слов .Педагогический процесс, реализуемый в группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, содержит два вида преемственной взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя: преемственность в развитии речи (исправление дефектов произношения, устранение лексико-грамматических пробелов, обучение грамоте) и в развитии внеречевых психических процессов.Условия, необходимые для формирования у дошкольников с ФФНР правильного звукопроизношения:1) для первоначальной постановки звука отбирается ряд звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам;2) при этом целесообразно использовать все анализаторы. Опора на кинестетические ощущения способствует осознанному звучанию речи;3) отработка звуков, смешиваемых в речи детей, осуществляется поэтапно и распределена во времени;4) закрепление поставленных звуков в процессе дифференциации всех близких звуков; материал по закреплению и автоматизации звуков подбирается таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный материал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, выработке грамматически правильной связной речи.При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по преодолению стертой дизартрии у детей, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы, важны и тесно связаны с задачами логопеда. Это:1) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;2) совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;3) закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;4) закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;5) закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;6) формирование диалогической и монологической форм связной речи;7) закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;8) закрепление навыка чтения;9) подготовка детей к письму, формирование графических навыков;10) развитие памяти, внимания, мышления