Овладение звуковым строем родного языка происходит в двух взаимосвязанных направлениях. Ребёнок усваивает артикуляцию (т.е. движения и позиции речевых органов, нужных для произнесения звуков), и одновременно с этим – систему дифференциальных признаков, необходимых для их различения. Восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта и в дошкольном возрасте обычно приобретает законченный характер. Таким образом, формирование звуковой стороны речи зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.Нарушения звуковой стороны речи ребёнка носят многообразный характер в зависимости от причин, их обусловивших, и имеют широкий диапазон проявлений – от одного- двух дефектно произносимых звуков до полного искажения звукового состава речи. Известно, что недостатки произношения могут наблюдаться у детей и в процессе нормального развития речи, но в этих случаях они носят временный характер и исчезают по мере усвоения фонетической системы языка к 4-5 годам. Некоторые индивидуальные особенности звукопроизношения, орфоэпические искажения, неправильные ударения, нечёткая дикция могут развиваться у ребёнка под влиянием диалектных или иноязычных норм, малокультурной речевой среды или вследствие постоянного контакта с близкими, имеющими недостатки произношения. Нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены анатомическими отклонениями в строении артикуляционного аппарата (губ, зубов, челюстей, нёба, языка). При неправильном строении губ не происходит достаточно полное их смыкание, отчего, прежде всего, страдает произношение губных и щелевых звуков. При нарушении зубного ряда, отсутствии зубов искажается большое количество переднеязычных звуков. Нарушение в строении челюстей (прикусы) также служит причиной неправильного звукопроизношения. Различаются следующие дефекты прикусов: открытый передний; открытый боковой с одной или двух сторон; прогнатия (выступает верхняя челюсть); прогения (выступает нижняя челюсть).При дефектах нёба (врождённые несращения твёрдого и мягкого нёба, мягкого нёба и язычка, укороченное мягкое нёбо, высокий нёбный свод) нарушается небно-глоточный затвор, отделяющий носоглоточную и носовую полости от глоточной и ротовой при произнесении всех звуков речи, кроме носовых. Вибрирующий звук проникает в носовую полость, и при этом изменяется тембр звуков, особенно гласных: речь приобретает выраженный назальный оттенок. Отклонения в движениях языка, которые могут быть обусловлены его увеличенными размерами или короткой подъязычной связкой, также может страдать произнесение многих звуков.Перечисленные дефекты ведут к нарушению анатомо-физиологических условий речеобразования.Различные нарушения иннервации артикуляционного аппарата могут также привести к неправильному развитию звуковой стороны речи. Недостаточность моторики артикуляционного аппарата у детей нередко наблюдаются при различных формах дизартрии. В зависимости от локализации поражения выделяются различные формы дизартрии, при которых по-разному страдает не только звукопроизношение, но и просодическая сторона речи. Нарушения звуковой стороны речи при различных формах патологии часто сходны. Поэтому только с помощью тщательного сопоставления проявлений, характеризующих строение и функции артикуляционного аппарата, уровень фонематического восприятия и качественные особенности дефектов звукопроизношения, можно установить конкретную патологию и найти и найти адекватные коррекционные приёмы