Религия – это стремление человека к жизни в единстве со сверхчувственным абсолютом (Богом или богами), который воплощает в себе высшее совершенство, могущество и смысл бытия. Религия основана на вере и выражается, прежде всего, в мировоззрении, мироощущении (в том числе мистическом и аскетическом), культе (обрядах поклонения божеству) и различных формах объединения верующих (церковь, община и т.д.). Религиозная культура – это особая сфера культуры, в которой содержанием и целью деятельности всех субъектов постижение метафизических проблем человеческого существования, общества и мира на основе иррациональных догм. На основе этой практики вырабатывается мировоззрение, главной частью которого являются сакрализированные нормы и ценности, изложенные в священных текстах. Важной частью религиозной культуры является отправление обрядов культа. Функции религии в системе культуры: Важнейшей функцией религии в культуре является мировоззренческая – религия выступает как способ познания и осмысления мира. В религии осуществляется рационализация мира (данный аспект религиозной культуры подробно рассмотрел Макс Вебер в работе «Этика мировых религий»). В религии осуществляется выработка определенной картины мира. Второй важнейшей функцией религии является смыслополагающая – религия обеспечивает выявление смысла жизни человека, так же базирующееся на определенной картине мира. Религия позволяет осмыслить такие явления как смерть и страдания и достойно перенести их. Регулятивная функция религии – религиозная картина мира служит основой для норм и ценностей, идеалов определяющих отношение человека к миру. Они выступают в качестве ориентиров и регуляторов поведения человека. Одновременно религия осуществляет узаконивание, закрепление самого нормативно-ценностного порядка. Она придает им абсолютный (независящий от ситуации) и императивный (повелительный) характер. Основу религии составляет культовая система. Поэтому становление религии как социального института должно быть представлено как процесс инетитуционализации религиозных культовых систем. В первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни, а совершение культовых обрядов еще не выделялось в самостоятельный вид деятельности. Как отмечается в этнографической литературе, у австралийцев, задержавшихся на примитивной стадии развития, не было профессионального духовенства. Однако по мере усложнения общественной жизни начинают выделяться специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы ит. д. В Малайзии, где уровень развития выше, чем в Австралии, уже выделились жрецы-профессионалы, которых еще не следует характеризовать как особый социальный слой, а только как своеобразную профессиональную группу, занятую однотипным видом деятельности.