Памятники архитектуры - объекты строительного искусства, зодчества, являющиеся материальным свидетельством конкретной исторической эпохи, ее идеологии, архитектурно-строительной культуры и социально-экономических отношений в обществе. Памятниками архитектуры могут быть отдельно стоящие здания, относящиеся к гражданской, культовой, военно-исторической архитектуре; групповые сооружения (ансамбли, комплексы, города), народного зодчества, а также вязанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты. Задачей архитектуры на современном этапе является теперь уже не только строительство отдельных зданий, но и главным образом создание целых ансамблей (микрорайонов), транспортных путей, пешеходных дорожек, садов и парков, площадок. Все – это задачи ландшафтной архитектуры, каждый дом становится компонентом большого и иногда сложного городского ландшафта. При этом обязательным остается условие – не нарушать исторически сложившегося ансамбля города, не уничтожать без убедительно обоснованной необходимости существующие исторические памятники и памятные места, беречь городскую растительность. Новое должно вписываться в исторически сложившееся.В отношении архитектурных памятников перед историком - краеведом стоят следующие задачи:Изучить «биографию» памятников — их история тесно связана с историей изучаемого края в связи с общей историей страны, выявить новые, еще неизвестные памятники. Во многих местах можно обнаружить храмы и дома, представляющие ценность и интерес и по своей истории, и по своим архитектурным достоинствам. В частности, это относится к сохранившимся кое-где остаткам дворцов, усадеб, типичным домам и избам. Зафиксировать их для истории, запечатлеть для потомков — долг современников; ведь в связи со строительством гидротехнических сооружений, новых сельских поселений и городов приходится сносить некоторые деревни и хутора.При описании постройки, здания, усадьбы, церкви (или другого культового сооружения) необходимо сфотографировать или зарисовать отдельные интересные детали. Выполнять эту работу можно по такому плану:а) название, местонахождение строения (район, близлежащий населенный пункт, станция, автобусная остановка);б) какие постройки входят в комплекс памятника, есть ли парк?в) кому принадлежал памятник до революции?г) дата постройки, кем построена?д) что находится сейчас на территории постройки, кем и как она используется?е) сохранность и общее состояние памятника в настоящее время.